Среди органов государства, наделенных правом применения мер административного принуждения, к которым относится задержание, особое место занимает полиция, что определяется ее ролью в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности.
Административно-принудительные меры предполагают психическое и физическое воздействие на сознание и поведение лица, совершающего или совершившего противоправное деяние, для обеспечения исполнения им установленных правил. Поэтому названные меры должны применяться строго в соответствии с законодательством. Таким образом, изучение правовой регламентации задержания как меры административного принуждения, наибольшим образом ограничивающим права граждан, является актуальным и значимым.
То же самое можно говорить о задачах и структуре центрального аппарата МВД РФ, актуальность исследования которых обусловлена теми структурными изменениями, которым они подверглись за последнее время.
Итак, целью настоящей контрольной работы является исследование двух вышеуказанных актуальных вопросов.
Читать дальше
Конституция РФ гарантирует каждому право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22). Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Данное конституционное положение провозглашает одно из наиболее важных личных прав человека - право на личную неприкосновенность.
Наиболее часто применяемой мерой государственного принуждения, ограничивающей право граждан на свободу передвижения, в том числе и на личную неприкосновенность, является задержание.
1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон), который детально регламентирует порядок осуществления сотрудниками полиции такой меры государственного принуждения, как задержание.
Статья 14 Закона регламентирует порядок осуществления, а также основания задержания граждан сотрудниками полиции.
Задержание как мера государственного принуждения может рассматриваться с позиций как административного, так и уголовно-процессуального законодательства. В Законе порядок применения данной меры принуждения объединяет в себе подходы и КоАП РФ, и УПК РФ. Нормы ч. 2 в определенной степени конкретизируют положения отдельных статей указанных нормативных правовых актов, поэтому имеют отсылочный характер.
Часть 2 ст. 14 Закона определяет исчерпывающий перечень лиц, которых сотрудники полиции имеют право задерживать. При этом по каждой из категорий задерживаемых лиц законодатель определяет, в каких пределах должны действовать сотрудники полиции и какими нормативными правовыми актами руководствоваться.
Читать дальше