Семья, где воспитывается ребенок, имеющий отклонения в физическом развитии, строит особую систему взаимодействия для создания нормальных условий жизнедеятельности. Это является одним из важнейших факторов дальнейшей благополучной социальной адаптации ребенка в обществе, поскольку именно в семье ребенка могут научить правильно относится к своему недугу, сформировать устойчивые образцы поведения с окружающим миром и людьми.
Дети с нарушение слуха зачастую становятся довольно капризными, пугливыми и непослушными и в первую очередь это конечно связано с отсутствием взаимопонимания между ребенком и родителем. Потому очень важно, чтобы взрослые научились преодолевать возникающие проблемы с поведением таких детей.
Вот некоторые рекомендации по воспитанию детей с нарушением слуха:
Преодоление гиперактивности:
• Научить ребенка воспринимать элементарные разрешающие и запрещающие фразы, сопровождаемые жестикуляцией и выразительной мимикой;
• Поддерживайте установленный распорядок дня, который поможет понять ребенку необходимость его действий в определенное время;
• Проводите успокаивающие процедуры, помогающие расслабить нервную систему;
• Следите за поведением ближайшего окружения ребенка – нет ли в нем противоречий и конфликтов;
• Старайтесь использовать активность ребенка в добрых и полезных целях;
• Играйте вместе в как можно большее количество подвижных игр, что поможет развить необходимую координацию движений и крупную моторику.
Соблюдение дисциплины и порядка:
• Выполняйте строго установленные пункты в распорядке дня, для придания ребенку уверенности в своих действиях;
• Стройте свои отношения с ребенком на основе любви и взаимопонимания и будьте в этом постоянны;
• Приучайте к дисциплине постепенно, учитывая особенности возраста детей;
• Налагайте необходимые запреты лишь в том случае, когда вы уверены, что ребенок это понимает;
• Не превышайте объективное число запретов, чтобы не развить в ребенке чувство неполноценности.
Работа с упрямством, агрессивностью и истериками:
• Постарайтесь выявить первопричину агрессивного поведения и устранить ее, привлекая к процессу старших слышащих сестер и (или) братьей, дабы не возникало ревности между детьми за любовь родителей;
• Соблюдайте установленные правила и запреты для ребенка одинаково среди взрослых сродников, чтобы не возникало отрицательного отношения к поведению старших;
• Любую форму отказа следует выражать в спокойной, мягкой и терпеливой форме;
• Никогда не напоминайте ребенку о его недуге в язвительной форме, не дразните его и не смейтесь над его неудачами;
• Старайтесь донести до ребенка, любое его агрессивное поведение расстраивает вас и является неприемлемым, но только очень аккуратно и любовно, чтобы он сам почувствовал свою неправость и впредь бы старался лишь радовать вас;
• С самого начала формируйте у ребенка отрицательное отношение к капризам и всякому проявлению своеволия.
Отношение к наказаниям:
• Используете наказания, когда это действительно необходимо за серьезные проступки и хулиганство;
• Всегда объясняйте причину наказания ребенку;
Читать дальше
Список литературы
1. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 5 Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М, 1983. С. 34-49
2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
3. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. — 160с.
4. Дошкольное воспитание аномальных детей/ Под редакцией Л. П. Носковой. Москва,1993
5. Как общаться с “проблемными” детьми? Р.М. Фрумкина, Т.Е. Браудо
6. Королева И., П. Янн «Дети с нарушениями слуха». - СПб.: Издательство КАРО, 2011
7. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха: Методические рекомендации // Науч. Ред. Л.М. Шипицына, Л.П.Назарова. – Москва, 2001
8. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. - М., 2000
9. Зимина Н. Особенности развития детей с нарушением слуха // Отоскоп, № 5, 2011
Читать дальше