Данный вопрос имеет довольно давнюю историю. Так, проблему управления в своих трудах поднимал Г. Спенсер. Одной из его ключевых мыслей является рассмотрение общества как организма. Данная гипотеза была озвучена в его работе «Научные, политические и философские опыты», он говорит о том, что все элементы целого находятся в определенной взаимосвязи между собой и не могут существовать отдельно друг от друга. Равно как и подразделения коммерческой организации не могут существовать обособленно, а также не функционируют в отдельности от данной системы. По его предположениям при развитии, система увеличивается в объеме, можно провести аналогию с увеличением штата сотрудников, расширением сети и т.д.; усложняется структура, что может найти отражение в появлении новых отделов в соответствии с потребностями компании; элементы целого начинают зависеть в большей степени друг от друга.
Хотя доказательства сводятся преимущественно к естественнонаучным и практически не учитывают социальный аспект: один и тот же индивид, находясь в различных элементах организации, может выполнять различные функции, при этом эффективность его труда будет значительно различаться. Это можно объяснить наличием определенного индивидуального набора знаний и навыков, позволяющих выполнять ту или иную деятельность.
Так как в организации задействован человек с его образованием и опытом, настроением и мотивацией, при анализе управления знаниями в организации важно учитывать человеческий фактор. Спенсер затрагивал тему эволюции в обществе, выделяя интеграцию как переход от простого к сложному. Следующим этапом он выделяет дифференциацию. Он говорит о том, что при развитии общества можно постепенно наблюдать дифференцирование между управляющими и управляемыми. Это выражается в наличии старейшин, обладающих авторитетом и остальными членами племени.
Наконец, осуществляется переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). Здесь философ говорит об усложнении аппарата управляющих и управляемых. При этом он подчеркивает, что развитие части управляющих подвергается более сложному развитию, чем управляемых. В результате первого появляются значимые отдельные части, такие как религиозная и гражданская, а результате второго - распределение труда. Далее он говорит о дифференциации на основании инфраструктуры (что обусловлено спецификой знаний): одни регионы начинают специализироваться на производстве сукна, другие – кружева и т.д. Примерами служат перенос производства различных европейских организаций в азиатские страны.
Интересна мысль о том, что одно действие порождает более одного изменения. Отражение этого можно найти и в управлении знаниями в коммерческой организации: компетентное планирование закупок сырья или продукции приведет не только к своевременному их поступлению на склад, но и дает возможность быстрее продать оборудование, ускорить оборот потоков, что приведет к более быстрой оборачиваемости финансов. Таким образом, он пытается указать на то, что биологические законы применимы и к общественным и, далее говорит о выделении различных отраслей промышленности из деятельности, которой изначально занимались все (рыбная ловля, производство и т.д.), что является не только свидетельством усложнения и дифференциации в обществе, но и показателем того, как из одного события, например, выделение производства, происходит целый ряд изменений. Подобная гипотеза может быть применена и на уровне коммерческой организации, с оговоркой, что изменения, влекущие за собой ряд событий, могут приходить как извне, так и изнутри. Весьма глубокой является мысль Спенсера о том, что прогресс, в его понимании – это не дело случая и не результат человеческой воли, а «благотворная необходимость» вселенной.
При работе над вопросом теории организации нельзя не упомянуть Ф. Тейлора, которого принято считать одним из основоположников теории организации - он первым осуществил попытку научной организации труда (НОТ). В своей работе 1911 года «Принципы научного управления» он говорил об основных задачах коммерческой организации – обеспечение максимальной прибыли предпринимателю. Особенное внимание он уделял не просто поощрению сотрудников компании, а подчеркивал важность их развития, только тогда они смогут приносить максимальную прибыль не только компании, но и себе. Достигнув высокого уровня мастерства, сотрудник, даже при высоком темпе работы, может работать с высокой производительностью, давая, при этом, высокое качество своего труда. На русском языке эта книга появилась уже в 1912, обозначена Лениным как «Научная система выжимания пота» и одобрена для внедрения, но без ее капиталистической составляющей – оплаты труда. Постепенно данное направление начало активно развиваться и в Советском Союзе.