Л.Н. Толстой – писатель, творчество которого актуально по сей день. Его произведения являются объектом пристального внимания со стороны представителей разных гуманитарных наук – от литературоведов до психологов и педагогов. Проникновение писателя в глубины человеческой психологии позволяет говорить о том, что в этой сфере его влияние не меньше, чем в литературном процессе XX века [3, c. 14].
Толстой – автор собственного, уникального метода исследования психологии человека. Его феноменальная наблюдательность и психологическое чутье до сих пор вызывают удивление читателей и исследователей. Писатель, начиная с молодых лет, вел дневниковые записи не только с целью «документирования» событий своей жизни, но и с целью самопознания и самосовершенствования. Дневники Толстого – уникальный документ, не имеющий аналогов в истории литературы, в котором будущий писатель проводит тщательный анализ каждой своей мысли и побуждения, последствия этих побуждений в виде поступков.
Череда персонажей Толстого поражает воображение читателей бесконечным разнообразием социального положения, психологии, возраста, темперамента, интеллекта. Душа молодой девушки и душа умирающего больного, поступки великосветского вельможи и простого мужика, мироощущение старого генерала и новобранца в первом бою – для Толстого нет преград, он с одинаковой легкостью проникает в психологию всех этих персонажей. По словам самого Толстого, во всех героях своих произведений он находил определенные черты, свойственные и ему самому:
«Чтобы быть художником слова, надо, чтобы было свойственно высоко подниматься душою и низко падать. Тогда все промежуточные степени известны, и он может жить в воображении, жить жизнью людей, стоящих на разных ступенях» [7, c. 60], – писал он в своем дневнике в 1909 году.
Герои Льва Толстого в его произведениях проходят все состояния человеческого духа - радость и скорбь, надежда и отчаяние, оживление и бездействие, подъем и падение. Он изображает все грани и краски окружающего мира. Благодаря мастерству писателя читатели видят все изображенное Толстым, как будто оно совершается воочию перед их глазами.
Поразительно знание писателем психологии детей. Дети в произведениях Толстого – не просто «маленькие ангелочки», но полноценные личности, со своими взглядами на жизнь, со своими горестями и радостями. Вспомним описание переживаний маленького Сережи из романа «Анна Каренина»:
«Отец и педагог были оба недовольны Сережей, и действительно он учился очень дурно. Но никак нельзя было сказать, чтоб он был неспособный мальчик. Напротив, он был много способнее тех мальчиков, которых педагог ставил в пример Сереже. С точки зрения отца, он не хотел учиться тому, чему его учили. В сущности же он не мог этому учиться. Он не мог потому, что в душе его были требования, более для него обязательные, чем те, которые заявляли отец и педагог. Эти требования были в противоречии, и он прямо боролся с своими воспитателями.
Ему было девять лет, он был ребенок; но душу свою он знал, она была дорога ему, он берег ее, как веко бережет глаз, и без ключа любви никого не пускал в свою душу. Воспитатели его жаловались, что он не хотел учиться, а душа его была переполнена жаждой познания. И он учился у Капитоныча, у няни, у Наденьки, у Василия Лукича, а не у учителей. Та вода, которую отец и педагог ждали на свои колеса, давно уже просочилась и работала в другом месте» [8, c. 341].
Лев Николаевич Толстой не только создал гениальные художественные произведения. Он был еще и религиозным реформатором, оригинальным мыслителем, выдающимся педагогом. Исследователям его творческого наследия все яснее становится великое значение философских, этических, религиозных и педагогических идей Толстого. Уже сейчас очевидно, что в этих идеях содержится зерно самой важной и в то же время менее всего изученной части творческого наследия писателя.