Экономика — крайне сложная структура, в рамках которой производятся, обмениваются, распределяются и потребляются различные блага и услуги. Вся экономика построена на рынке. Посредством рынков связаны абсолютно все предприниматели и потребители. Рынки имеют отличия. Они разделяются по степени конкуренции между продавцами и покупателями, а также по типам взаимодействия этих субъектов.
Рынки не могут функционировать без трудностей из-за появления различных монопольных эффектов, недостатка необходимой информации и беспринципного поведения контрагентов. Наличие этих проблем приводит к тому, что объем взаимодействия рынка с другими структурами падает по сравнению с тем, что могло бы быть. Иногда может дойти и до того, что рынок полностью закроется и перестанет функционировать. Все это может нанести огромный вред экономическому развитию. То, к чему могут привести неэффективные объемы рыночных взаимодействий, плохо скажется на работе предпринимателей, которые из-за этого недополучат прибыль и станут слабыми в конкуренции. Неэффективный объем также может нанести много вреда экономике в целом. Из-за него экономическая активность может намного сократиться, а использование ресурсов не будет произведено в полной мере. Это, безусловно, препятствует переходу экономики к устойчивому росту.
Читать дальше
Рынок – это налаженная и устоявшаяся система взаимодействий продавцов и покупателей товаров. Покупатели же считают, что все товары на рынке являются взаимозаменяемыми в процессе потребления. Для получения оценки степени взаимозаменяемости нужно использовать показатель перекрестной эластичности спроса по ценам товара. Если все товары представить в виде одной цепи, состоящей из заменителей, то цепь может порваться в некоторых местах, которые будут соответствовать резким изменениям значений коэффициентов перекрестной эластичности смежных товаров. Таким образом, получается, что целые участки обозначают единичные товарные рынки, а пробелы и разрывы между ними – границы этих единичных рынков. Получается, что на рынке продают однородный товар, либо группу благ, которые могут заменить хотя бы один товар из группы.
Использование эластичности объясняется наличием границ рынка, а именно территориальных границ. То есть, изменение цены на товар на удаленной территории определяет перекрестную эластичность спроса на этот же товар. Даже маленькое изменение коэффициента эластичности (а именно его увеличение) показывает, что территория, подлежащая рассмотрению и изучению, не относится к данному рынку.
Получается, что рынок предлагает потребителям товары, которые выполняют сходную функцию в процессе потребления и которые можно сопоставить по ценовым параметрам. Важной составляющей рынка является конкуренция. Конкуренция обязательно должна быть частью рыночной экономики. Без нее рынка просто не будет. Конкуренция появляется, потому что происходит распределение ограниченных ресурсов между широким кругом потребностей и потребителей. А так как потребности должны быть удовлетворены, конкуренция продолжает жить. В экономике в целом конкуренция дает возможность удовлетворить самые важные потребности благодаря тому, что перемещает ресурсы из производства, которое приносит маленькую прибыль, в производство отраслей, где прибыль может получиться достаточно высокая. Структуры рынка нагляднее будет выражать схема, в которой четко видна классификация данной экономической единицы. Помимо структур на рисунке видно, как рынок взаимодействует с поведением участников экономической системы и государством, а также какие результаты это приносит.
Читать дальше
Лидерами в инновационной сфере можно назвать только крупные бизнес-структуры, которые могут привлекать в инновационный процесс мелкие и средние компании, которые будут посредниками для первых. У мелких и средних фирм есть множество преимуществ, которые обязательно необходимо учитывать при формировании политики государства. Их преимущества очень велики. Это и оперативное реагирование на новые заказы, наибольший риск при работе, взятие в работу более рискованных проектов. Важные преимущества малых и средних инновационных фирм, включая оперативность реагирования на новые вызовы, взятие на себя наиболее рискованных проектов, отсутствие издержек от бюрократизации, как и предоставление населению широких возможностей занятости и развития предпринимательских способностей, должны быть обязательно учтены, в частности, при формировании промышленно-инновационной политики государства и поддержке малого бизнеса. Но вместе с тем задачи укрепления международной конкурентоспособности в условиях глобализации, одним из важнейших проявлений которой является расширение географических границ многих рынков, как и обозначенные выше новые акценты в конкурентной политике и антимонопольном регулировании, реализуемые в ЕС и в других регионах мира, требуют адекватного и оперативного реагирования.
В этих условиях неоправданные ограничения, которые накладываются на развитие бизнеса среди лидеров национальной промышленности, могут сделать слабыми их позиции в плане конкуренции, причем не только на российском. Но и на мировом рынке. Конкурентная политика и антимонопольное регулирование все в большей степени должны учитывать последствия принимаемых решений для промышленных фирм, формирующих глобальную конкурентоспособность. Это может, в частности, проявляться через продуманную реализацию получившего популярность в практике антимонопольного регулирования в США и ЕС «правила взвешенного подхода».
Согласно ему, даже потенциально опасные для конкуренции сделки или формы контрактов могут допускаться, если они сопровождаются ожидаемым ростом эффективности. Организация постоянного мониторинга за деятельностью инновационно-активных компаний в сфере антимонопольного регулирования, а также корпоративного руководства, является очень важной проблемой при мировом финансовом кризисе.
Читать дальше
1. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. - М.: ТЕИС, 2000.
2. Розанова Н., Авдашева С. Лекции по теории отраслевых рынков: Учебное пособие. М.:Изд-во ВШЭ, 1996.
3. Тироль. Ж. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности/ Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1996.
4. Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков (курс лекций)// Российский экономический журнал.2001,№ 1,2,3, 7,9,10; 2002, № 1,2.
5. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков: Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М, 1997.
Читать дальше