С древнейших времен ядром оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности был агентурный метод, т.е. совокупность приемов и способов легендированного поведения негласных сотрудников (агентов) и оперативных сотрудников правоохранительных органов и спецслужб по добыванию оперативно значимой информации и документированию противоправных действий путем установления или развития доверительных отношений с ее обладателями. Эти отношения очень непростые, а их правильное построение по форме и содержанию очень близко к театральному или военному искусству. Мотивы сотрудничества с оперативно-розыскными подразделениями у граждан могут быть разными, но задача оперативного сотрудника заключается в том, чтобы методы, используемые в агентурной работе, не выходили за пределы допустимого морального и правового поведения, а направленность оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту ОРД) носила общественно-полезный характер. Очевидно, что оперативный работник ежедневно вступает в контакт с различными людьми не в силу личной симпатии, а в силу необходимости работы. Собеседником может оказаться любой человек, возможно, и с негативным отношением к правоохранительным органам. Вот здесь и необходимо искусство общения (зависящее от знаний психологии и профессиональной этики) с людьми любого склада. Знать психологию людей и умело использовать эти знания в своей повседневной работе очень важно. Вместе с тем психологические знания сами по себе еще не дают гарантии их успешного применения. Лишь в единстве с системой приемов, методов, принципов и закономерностей осуществления целенаправленного и позитивного воздействия на человеческую психику возможно получить реальные результаты по раскрытию и расследованию преступлений. Вторым вопросом, тесно связанным с первым, является нравственно-психологическое содержание уголовного судопроизводства, ради которого, собственно, и существует оперативно-розыскная деятельность. Одной из современных задач российской юридической науки, нормотворческой деятельности и правоприменительной практики, связанных с утверждением демократических начал в нашей стране и создания подлинного правового государства, является реальное обеспечение и защита прав и свобод человека.
Читать дальше
Оперативно-розыскную деятельность весьма справедливо определяют как специфический вид правоохранительной деятельности. Это объясняется тем, что к гражданам применяются властные методы воздействия, которые чаще строятся на принуждении, чем на убеждении. Содержание оперативно-розыскной деятельности составляет проведение негласных мероприятий, зачастую связанных с ограничением конституционных прав личности. Казалось бы, средства и методы осуществления оперативно-розыскной деятельности имеют в своей основе благую цель – борьба с преступностью, предупреждение и пресечение правонарушений, для осуществления которой все средства хороши, в том числе и такие, как обман, предательство, конспиративность и т.д. Носит ли оперативно-розыскная деятельность нравственный характер, и должен ли оперативный сотрудник руководствоваться нормами этики и морали при ее осуществлении?
В действительности положения, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность в законе не конкретизированы и носят лишь общий характер, а подзаконные нормативные акты не содержат предписаний о том, как следует вести себя оперативнику в той или иной ситуации. Однако закон «Об оперативно-розыскной деятельности одним из принципиальных положений закрепляет исключительность оперативно-розыскной деятельности, т.е. осуществление ее только в целях борьбы с преступностью и только теми органами и должностными лицами, к чьей компетенции данная деятельности относится. Таким образом, можно сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность регулируется правом и имеет ярко выраженную гуманную направленность, и в этой связи она уже является нравственной, поскольку право отражает нашу общественную нравственность и мораль. Возможности оперативно-розыскной деятельности позволяют весьма эффективно решать задачи, связанные с предупреждением, раскрытием преступлений, розыском преступников и лиц, пропавших без вести. Известно, что подавляющее большинство тяжких и особо тяжких преступлений не было бы раскрыто без применения оперативно-розыскных мероприятий. Это обстоятельство объясняется тем, что оперативные сотрудники могут вмешиваться в противозаконную деятельность разрабатываемых лиц на самой ранней стадии, еще до возбуждения уголовного дела, что имеет особое значение для предупреждения и раскрытия преступления.
Читать дальше
Под принципами оперативно-розыскной деятельности понимаются основополагающие начала, выработанные оперативно-розыскной практикой и закрепленные в нормах оперативно-розыскного законодательства, отражающие сущность, цели, задачи и процедуру осуществления оперативно-розыскной деятельности. Базируясь на принципах, должны восполнятся пробелы правового регулирования ОРД. В этом случае принципы ОРД выполняют роль регулятора тех отношений, которые еще не подверглись юридическому нормированию. В систему принципов оперативно-розыскной деятельности входят принципы, непосредственно перечисленные в указанной норме: принцип законности, принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, принцип конспирации, принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Кроме этого выделяются и опосредованные т.е. вытекающие из содержания норм оперативно-розыскного законодательства, это: принцип гуманизма, принцип равенства прав человека и гражданина перед законом, принцип привлечения конфидентов (агентов) к ОРД, принцип соразмерности оперативно-розыскного реагирования, принцип всесторонности, полноты и объективности производства дела (оперативного учета), принцип наступательности разведывательной активности в оперативно-розыскной деятельности.
Принцип законности означает, что все участники оперативно-розыскной деятельности (оперативные сотрудники, агенты, прокуроры, судьи и другие субъекты обязаны неукоснительно соблюдать требования Конституции РФ, Федерального закона об ОРД, и другие нормативно-правовые акты в своей правоприменительной работе.
Читать дальше
Этимологически понятие «толерантность» происходит от латинского глагола tolerare (переносить, выдерживать, терпеть). «Терпимость» – существительное, связанное с глаголом tolerare – «нести», «держать», «сносить», «терпеть», «выносить». В более точном смысле, принимая во внимание этимологию этого слова, tolerare – именно вы- tolerare – именно вы- – именно выносить, переносить, сносить, поскольку этот термин является однокоренным к tollere – «поднимать». Тем самым в термине tolerantia подчёркивается момент «выдержки», то есть «удержания» ситуации. При этом перевод и трактовка толерантности в разных культурах неоднозначны. Для европейцев и американцев быть толерантным – это значит пытаться увидеть и услышать чужие позиции и голоса, то есть признавать существование чужих мнений, чтобы, в конце концов, определить и уважать их. Слово «толерантность» стало употребляться в русском языке недавно. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона не содержится сведений ни о существительном «толерантность», ни о прилагательном «толерантный». В появившемся позднее малом словаре этих же издателей даётся лишь небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. Согласно «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, «толерантность» – производное от французского tоlеrance, , что означает «терпимый». Она трактуется как «качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.); толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другими, признание и уважение его прав на отличие». В семантике русского языка трактовка понятия «толерантность» является достаточно сложной и неоднозначной.
Читать дальше