Общие основания возникновения права природопользования:
1. Решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование или во владение. Такое решение может приниматься Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ либо их совместным решением, а также органом местного самоуправления.
2. Лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования объектами животного мира, права комплексного природопользования и др.
3. Договор на пользование природными ресурсами.
Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основе специальных разрешений (лицензий), выдаваемых компетентными органами. Специальное природопользование носит целевой характер.
Лицензирование природопользования является важнейшей частью хозяйственного механизма управления экономикой в условиях перехода к устойчивому развитию. Хозяйственная или иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, должна допускаться только при наличии соответствующей лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право его владельца на пользование конкретным видом природных ресурсов в определенных границах при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий .
Лицензия выдается на каждый вид деятельности сроком действия один год.
Выдаются по заявкам на конкурсной основе. Несоблюдение пользования лицензией, передача ее другим лицам, нарушение санитарных и экологических правил влекут лишение лицензии.
Читать дальше
Конституция Российской Федерации как Основной Закон государства выполняет фундаментальную, основополагающую роль в регулировании экологических отношений, являясь юридической базой становления, развития и совершенствования экологического законодательства. Конституционные экологические нормы выступают координатором всего экологического законодательства, обеспечивая его единство и конституционность, как по форме, так и по содержанию. Конституционные основы экологического права - самостоятельный межотраслевой правовой институт, который понимается в узком и широком значениях.
Статья 9 устанавливает многообразие форм собственности на природные богатства. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Устанавливая право собственности на землю и другие природные ресурсы иных субъектов, кроме государства, Конституция РФ 1993 г. поставила Россию в ряд современных государств и заложила правовые предпосылки для развития рыночной экономики. Отношения собственности на природные ресурсы регулируются ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю - основное средство производства и операционный базис.
В той же статье провозглашается один из основных принципов рыночной экономики - свобода собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащего ему имуществом. В соответствии с ч. 2 ст. 36 владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно. Закрепляя принцип свободы собственника, Конституция РФ воспроизвела и принцип, воплощенный в конституциях передовых зарубежных государств. Он заключается в возможности ограничения свободы собственника земли и других природных ресурсов ради общего блага: он свободно владеет, пользуется и распоряжается природными ресурсами до тех пор, пока при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы других лиц.
Читать дальше
К институтам, на которые возложена основная ответствен¬ность за обеспечение и защиту прав и свобод, в первую очередь отно¬сятся все ветви власти - как законодательной, так и исполнительной и судебной . При этом функция законодательной власти, очевидно, состоит главным образом в формировании правового поля, в рамках которого исполнительная и судебная ветви власти осуществляют применение и исполнение действующих норм. Соответственно реализация обозначенного процесса происходит в рамках двух основных государственных механизмов – административного и судебного.
государственные механизмы защиты прав человека представляют собой специфические и весьма сложные по своей структуре системные образования, в основе которых лежат определенные способы обеспечения прав и свобод человека, и действующие в широких рамках всего правового поля и демократических институтов общества и государства, но при этом сохраняющие собственную направленность и организационно-функциональную обособленность.
Основными структурными элементами рассматриваемого явления выступают следующие:
1. Система государственных органов, в чью компетенцию входит защита конкретных прав и свобод граждан и которые соответственно выступают материальной основой реализации правозащитного потенциала государства.
2. Система методов, средств и процедур, используемых в своей деятельности государственными органами и являющихся неотъемлемыми элементами, обеспечивающими действенность и эффективность защиты прав граждан.
Читать дальше
Под источниками земельного права следует понимать законодательные и иные нормативные правовые акты компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы земельного права.
Таким образом, все источники российского права подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Эта классификация в полной мере применима в земельном праве. Она по существу предписана Земельным кодексом РФ . В нем сказано, что земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принятых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.
В российской правовой системе воплощен принцип верховенства законов в ряду иных нормативных правовых актов. Законы обычно формулируют и выражают первичные, наиболее фундаментальные положения, регулирующие земельный правопорядок в Российской Федерации и ее субъектах.
Закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Конституция Российской Федерации занимает центральное место среди источников права и обладает высшей юридической силой. Ее нормы составляют основу источников земельного права и являются отправной юридической базой для определения основных направлений развития всего отраслевого законодательства.
Законодательные источники земельного права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные земельные законы. К первым ныне относятся Земельный кодекс Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией РФ обладает наибольшей юридической силой после Конституции РФ.
Читать дальше
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ в составе земель в Российской Федерации в качестве отдельной категории земель выделяются земли сельскохозяйственного назначения. Юридическое понятие земель сельскохозяйственного назначения должно отображать основания отнесения и выделения этих земель в качестве самостоятельной категории земель, принимая во внимание их особое экономическое, социальное и экологическое значение, ценность этих земель для общества.
В п. 1 ст. 77 ЗК содержится определение понятия земель сельскохозяйственного назначения. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
К данной категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным организациям. В нее входят также участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Кроме того, к категории земель сельскохозяйственного назначения отнесены земли, выделенные казачьим обществам и родовым общинам.
К этим землям относятся также и земли, включенные в фонд перераспределения.
Таким образом, фактически земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на земли, которые реально используются для нужд сельского хозяйства, земли, которые могут использоваться в сельскохозяйственном производстве, но в силу каких-либо причин не используются, в том числе земли фонда перераспределения и земли сельскохозяйственного назначения, которые не могут использоваться в качестве средства производства в сельском хозяйстве.
Читать дальше
Государственное управление земельным фондом является частью государственного управления и отличается от других отраслей управления по объекту. В данном случае объектом управления является земля, организация ее рационального использования и охраны.
Все земли в пределах Российской Федерации составляют единый земельный фонд России. Важное правовое значение имеет классификация земель по категориям в зависимости от их основного целевого назначения. Это позволяет обеспечить дифференцированный подход к правовому регулированию земельных отношений. Земельное законодательство закрепляет семь категорий земель:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений (городов, поселков и сельских поселений);
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, ТВ, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Выделенные по основному целевому назначению категории земель внутренне не однородны, каждую из этих категорий можно разделить по непосредственному целевому назначению в зависимости от хозяйственных целей. Структура земельного фонда не является постоянной и неизменной.
Земли сельскохозяйственного назначения — это земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Это основное средство производства продуктов питания, кормов для скота, органического сырья. Такие земли подлежат охране с целью сохранения их площади, предотвращения негативных процессов и повышения плодородия почв и занимают важнейшее место в составе земельного фонда страны.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 30.12.2008) // Российская газета. -1993. -№ 237 (25 декабря).
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
3. Годин А. М. Экологический менеджмент: Учебное пособие / А. М. Годин. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 88 с. С. 40.
4. Ежов Ю.А. Конституционные основы экологических правоотношений // Новый юридический журнал. 2012. N 3. С. 61 - 70.
5. Саидов А.Х. Общепризнанные права человека // Учебное пособие / Под редакцией профессора И.И. Лукашука. - М.: Академический правовой университет, МЗ ПРЕСС, 2008 г. С.187.
6. Экологическое право России: учеб. пособие для студентов вузов / [Н.В. Румянцев и др.]; под ред. Н.В. Румянцева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. — 431 с.
Читать дальше