Стихотворение «Золотая осень» написано Пастернаком в 1959 году, оно вошло в последний цикл его стихов, который был издан уже после смерти поэта. Тема стихотворения Бориса Пастернака задана в названии стихотворения, она же заявляется в начальной и конечных строфах поэтического текста. Стихотворение «Золотая осень» можно отнести к пейзажной лирике поэта, в данном случае поэт в деталях описывает красоту ранней осени. Тема раскрывается через образы, ассоциирующиеся с осенью: лес, деревья, шумящая под ногами листва.
В стихотворении использована перекрестная рифма, мужские и женские рифмы сосуществуют в одной строфе: первая и третья строки оканчиваются на сильные, ударные слоги. Использование перекрёстной рифмы с чередованием женских и мужских окончаний детерминирует ритмическую организацию стиха. Хореический размер, которым написано стихотворение, таким образом оказывается в полной мере воплощённым в четных строках (в них по четыре стопы), и оборванным – в нечётных (3,5 стопы). Ср.: 3. Липы / обруч / золо / той
Как ве / нец на / ново / брачной.
Особенностью композиционного построения стихотворения заключается в следующем: в первой строфе заявляется тема и центральная метафора всего текста, которая последовательно раскрывается с помощью художественно-изобразительных средств в последующих строфах. Пастернак называет осень сказочным чертогом, а далее на протяжении всего текста поясняет эту мысль, показывает читателю в деталях, в чём именно сказочность осени. Череда зрительных образов становится основой организации поэтического текста, который раскрывает заявленную в первой строфе метафору сказочного чертога: последовательно Пастернак визуализирует в сознании читателя особенности осенней природы. В этом автору помогают синтаксические и лексические средства, в частности, назывные предложения (Н-р, Лик березы под фатой Подвенечной и прозрачной) и обилие существительных. Интересно, что в тексте безошибочно угадывается именно русская осень, так, автор обращается к образу берёзы – особого для русского лингвокультурного сознания дерева. Особое отношение к берёзе выражается в используемых изобразительных средствах, которые создают образ берёзы как невесты «под фатой», тем самым подчеркивается как цветовая особенность (белый цвет), так и чистота и непорочность (образ невесты). Здесь же автор прибегает к приёму олицетворения: лик берёзы и, конечно, возможность надеть на неё фату.
Большое внимание уделяет автор цвету: формирование зрительного представления об осени происходит за счёт многократного использования прилагательных и существительных с семантическим компонентом желтизны и позолоты (Н-р: Липы обруч золотой; Оставляет след янтарный). При описании красок осенней поры поэт не забывает и о красном цвете, роль которого выполняет солнце, которое окрашивает небо в красный цвет (И зари вишневый клей). Метафоры Пастернака неожиданы и интересны, так, приведённая выше метафора зари вишнёвый клей очень точно описывает авторское лирическое восприятие утреннего неба. Из всех стилистических средств доминирующими в данном произведении оказываются метафоры и построенные на их основе эпитеты и сравнения. Например, метафорический образ осенний лес – картинная галерея, создаваемый во второй строфе, детализируется через сравнение (как на выставке картин) и эпитеты (в позолоте небывалой).
Помимо зрительных образов, в стихотворении актуализируются и слуховые, причём не только на лексико-семантическом, но и на фонетическом уровне. Так, во 2 – 5 строфах, где центральной темой всё же выступает визуальное представление об осени, мы наблюдаем обилие звука «л» (залы, небывалой, липы, золотой, лик, листвой и т.д.). Данная аллитерация, с одной стороны, способствует благозвучности стиха, в другой, настраивает читателей на определённый эмоциональный лад: умиротворяющий, спокойный.