Введение 3 1. Понятие социального порядка. Социальные нормы и ценности 4 2. Количественные и качественные методы сбора информации в эмпирическом социологическом исследовании 10 3. Проблемное задание 14 Заключение 15 Список использованной литературы 17
ЮУрГГПУ

Контрольная работа по Социологии

контрольная работа
Социология
17 страниц
90% уникальность
2013 год
8 просмотров
Дорофеев С.
Эксперт по предмету «Социология общая»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Заключение
Список использованно
Проблема социального порядка имеет важное значение для понимания организации социальной жизни. Существуют различные степени трактовки понятия «социальный порядок», в большой степени обусловленные историческими условиями и ходом развития социологической науки. Рассмотрим в хронологическом порядке основные теории социального порядка. Не менее важной является проблема социологического исследования. В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью. Цель работы – определить особенности социального порядка и особенностей социологического исследования. Объект – отдельные категории социологии. Предмет – проблема социального порядка и качественных и количественных методов социологического исследования. Задачи: 1. Определить понятие социального порядка и социальных норм и ценностей. 2. Охарактеризовать количественные и качественные методы сбора информации в эмпирическом социологическом исследовании. 3. Выполнить задание.
Читать дальше
Социальный порядок – философско-социологическое понятие, представляющее объяснение того, каким образом форма появляется в общественных отношениях, с одной стороны, а с другой - каким образом социальные системы и их элементы связаны во времени и пространстве. В широком смысле концепции «социального порядка» призваны ответить на вопрос: «как возможно общество?». В более узком контексте понятие «социального порядка» используется в философии, социологии, политологии и других социальных науках для обозначения установленных образцов, постоянных структур, процессов и изменений, присущих социуму, отражающихся на поведении и взаимодействии индивидов и на функционировании социальной системы в целом [4]. Часто употребимыми также являются близкие по смыслу «социального порядка» понятия «морального порядка» и «нормативного порядка». Последний представляет собой систему правил и разделяемых ожиданий, которые регулируют частные социальные ситуации. Идея существования некоей всеобщей формы - порядка - бытия социума возникает в философии античности (Платон, Аристотель). Однако в качестве понятия и конструирующих его концепций «СП» формулируется только в эпоху Просвещения в теории общественного договора. Наиболее известные социально-философские концепции ее принадлежат Гобсу, Локку и Руссо. По утверждению Гоббса, безопасность и порядок в обществе могут быть достигнуты только посредством заключения договора, согласно которому каждый гражданин уступает свою индивидуальную Власть в пользу центральной власти (суверена), получая взамен защиту своей жизни и собственности. Альтернативную концепцию предлагал Локк. «Социальный договор», предложенный им, основывается на «природных законах» - стяжательстве и личном интересе. Руссо представлял «социальный контракт» как основанный на выражении «всеобщей воли» и требующий полного равенства индивидов и возможности демократического участия. Теории «социального договора», предложенные эпохой Просвещения, оказались достаточно привлекательными и плодотворными, разрабатываясь впоследствии (хотя и в существенно измененном виде) гораздо более поздними авторами. Так, Спенсер трактовал социальный порядок в индустриальном обществе, как основанный на совместимых личных интересах и договорных отношениях; к анализу проблематики социального порядка, через условия общественного договора подходили Поппер и Хайек [2, 4]. С некоторой степенью условности можно выделить два классических направления анализа социального порядка. Первое связывают с именами Дюркгейма, Парсонса и социально-философской традицией функционализма. Дюркгейм исходил из критики утилитаристских концепций, в том числе концепции социального договора. Он постулирует центральность морали и духовности в объяснении процессов социальной интеграции и порядка. Продолжая данное рассуждение, Парсонс определил социальный порядок в обществе как основанный на поддержании и принятии социальных норм и ценностей. Различие концепций Парсонса и Дюркгейма в том, что последний не отрицает наличия и необходимости конфликтов и других деструктивных элементов, особенно в периоды быстрых социальных изменений. Парсонс, напротив, ставит во главу угла социальную солидарность и гармонию как необходимое условие социального порядка. Само понятие социального порядка в теории Парсонса является антитезой «дезинтеграции». Последовательная позиция Парсонса в наделении социального консенсуса и солидарности решающим значением в концепции социального порядка, справедливо подвергалась резкой критике со стороны теоретиков социального конфликта и социальных изменений. Второе направление анализа социального порядка развивалось в рамках марксистской традиции. Акцентуируя неравенство материального положения и политической власти в капиталистическом обществе как источник постоянного всеобъемлющего конфликта, Маркс определяет социальный порядок как поддерживаемый насильственно, за счет экономического, политического и правового принуждения в обществе. Впоследствии в данную материалистическую трактовку социального порядка привносится и ценностный нормативный элемент – доминирующая идеология [1].
Читать дальше
Эмпирические методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Некоторые методы имеют свои разновидности как в количественном, так и в качественном подходе. К числу количественных методов сбора социологической информации относятся, в первую очередь [5]: • опросные методы; • анализ документов; • наблюдение; • социологический эксперимент. Термин «количественный подход» в социологическом исследовании подчеркивает специфику его формы, прежде всего, математической формы представления знания. Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах. В фокусе количественных исследований – общественные структуры, как надындивидуальные объективные образования, детерминирующие жизнь людей. В качестве объекта социологического анализа здесь выступают определенные социальные общности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования. Всплеск интереса к количественной методологии отмечен в 20-е гг. XX века. Он был связан с проведением так называемых «соломенных опросов» - опросов аудитории газет и журналов, которые приобрели в США огромную популярность. Только в ходе президентских выборов1928 г. было проведено 85 «соломенных опросов». Хотя в центре внимания находились выборы, собирались сведения о самых разных сторонах жизни американцев. Еще во время первой мировой войны была поднята проблема об участии США в боевых действиях. Конгрессмен Э. Лэндин разослал своим избирателям 54 тыс. бюллетеней и, получив 8800 ответов, установил, что 90% — против вступления страны в войну. Впоследствии появились невиданные вопросы: «Живете ли вы лучше или хуже, чем в прошлом году?», «Простужались ли вы зимой?», «Каковы причины того, что многие супруги не заводят детей?». Одна из основных задач количественного социологического исследования — в сочетании с теоретическим анализом — состоит в определении причин и следствий. Ученые отдают много времени попыткам выявить, каким образом одно явление соотносится и взаимосвязано с другим явлением. Для этого они пользуются переменными. Переменная - признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения (пол, возраст, доход, профессия, статус и т.д.). Независимая переменная - та, которая оказывает влияние на остальные переменные; переменная, на которую оказывается воздействие, является зависимой. Например, если нас интересует влияние дохода на стиль жизни, то доход становится независимой переменной [5]. То, что две переменные изменяются сообща, еще вовсе не свидетельствует о наличии между ними причинно-следственной связи. В США, например, количество заключаемых браков снижается до минимальной цифры в январе, — в том месяце, на который приходится наибольшая смертность среди населения. Из этого вряд ли следует, что люди умирают, потому что им не удается вступить в брак (или не женятся, потому что умирают). В действительности все зависит от плохой январской погоды на территории большей части страны (и, может быть, от послепраздничной хандры), — именно в этом причина и малого числа браков, и высокого числа смертей. Справедливо и обратное: в более теплые и солнечные летние месяцы отмечаются наивысшая частота браков и наименьшая смертность. Поэтому исследователи должны посмотреть вглубь, чтобы найти концы причин и следствий.
Читать дальше
В подъезде многоквартирного дома проживают: на первом этаже – супруги Ниловы с маленькими детьми, на втором этаже – многодетная семья Цветаевых с бабушкой и дедушкой по линии матери и тёткой по линии отца, на третьем этаже – гражданка Ковалёва, в одиночку воспитывающая несовершеннолетнего сына. К каким типам семьи относятся вышеперечисленные семьи? Свой ответ, пожалуйста, аргументируйте. Супруги Ниловы – моногамная семья (муж и жена); нуклеарная (так как родители и дети); по-видимому, традиционная или же партнерская семья. Семья Цветаевых – моногамная семья (муж и жена), расширенная семья (прародители, родственники, родители и дети), тип семей по целям и характерны партнерских отношений не определена. Семья Ковалевой – неполная семья (одна Ковалева воспитывает сына), нуклеарная (родитель и дети).
Читать дальше
Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами. Проведение социологического исследования — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, способных к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных. Надо предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению возникающих вопросов. Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями. Подводя итоги данной работы можно сказать, что каждый из рассмотренных методов получения первичной информации имеет свои достоинства и недостатки. И использование того или иного метода зависит, прежде всего, от специфических особенностей объекта исследования. Таким образом, можно сказать, что каждый социолог, перед тем как начать сбор первичной информации, должен, во-первых, определится с объектом исследования, во-вторых, с его целями и задачами, в-третьих, знать особенности психологии людей (невербального поведения).
Читать дальше
1. Зборовский, Г. Е. Общая социология: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. 2. Общая социология. / Курс лекций под ред. А.Г. Эфендиева / - М.: ИНФРА-М, 2005. 3. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред.: Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичёв. – М., 2002. 4. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

практическое задание
Практическое задание по Уголовному праву
Количество страниц:
22
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2013
Предмет:
Уголовное право
контрольная работа
Экономика энергетики
Количество страниц:
18
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Экономика отрасли
контрольная работа
Компетентностный портрет менеджера XXI века
Количество страниц:
4
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image