Литература является учебным предметом, который входит в цикл филологических дисциплин. Литература имеет существенное отличие от других учебных предметов, поскольку одновременно она относится и к науке и к искусству. Наряду с другими предметами, литература имеет цели и задачи, которые подразделяются на три вида:
• образовательная;
• воспитательная;
• развивающая.
Поскольку литература, прежде всего, является учебная дисциплина, то анализ любого литературного произведения необходимо осуществлять исходя из следующих положений:
• литературное произведение существует как реальность, при этом, литературное произведение обладающая идейной, нравственной, философской и эстетической ценностью;
• художественный мир созданный в литературном произведении не имеет ничего общего с материальной реальностью;
• любое художественное произведение базируется на принципах художественной условности;
• литературные произведения ничего не доказывают и не объясняют на рациональном уровне;
• восприятие литературного произведения возможно только на основе сотворчества;
• изучение любой национальной литературы возможно на фоне мирового литературного процесса, на основе принципа историзма;
• наиболее значимым критерием литературного произведения является его художественность [3].
С точки зрения межпредметные связей, литература связана с такими предметами как:
• русский язык;
• иностранный язык;
• история;
• обществоведение;
• ИЗО;
• музыка.
Все эти межпредметные связи дают возможность решать многие задачи, стоящие перед преподавателями литературы и дают возможность выявить особенности литературы, как искусство слова. Взаимодействуя с другими видами искусства, литература позволяет учащимся лучше понять отдельные проблемы, которые рассматриваются на занятиях, а так же создать особую эмоциональную атмосферу урока.
В процессе изучения литературы в школе большое внимание уделяется изучению следующих произведений:
• определенный круг художественных произведений;
• научные статьи, посвященные вопросам литературы;
• основы теории и истории литературы;
• систему устных и письменных работ направленных на развитие речи и повышение читательской культуры учащихся [2].
По своей сути литература является единственным предметом, который направлен на формирование художественного воспитания школьников. Литература связана практически со всеми другими школьными предметами. Это объясняется тем, что именно в литературных произведениях находит свое выражение все многообразие жизни. Так же тесно литература связана с русским языкам, поскольку он является фундаментом литературы. В связи с этим программы по русскому языку и литературе имеют общие разделы, которые направлены на развитие устной и письменной речи школьников.
Читать дальше
1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2001.
2. Семушина Л.Г., Н.Г.Ярошенко. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 2001.
3. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002.
4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001.
5. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.
Читать дальше