Правовая система и правоприменительная деятельность в ее рамках опираются на конституционное устройство государства. Любая правовая система работает лишь в тех пределах, где обеспечиваются конституционные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности, общества и государства. Не составляет исключение и английская правовая система. Ее политико-правовой фундамент зиждется на конституционных устоях страны, а также на правовых основах Европейского Союза, так как Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (далее – Великобритания) является страной-членом ЕС.
Традиционно сложилось мнение, что для Великобритании характерна традиционность, неизменность. Однако последние 15 лет в государстве проводятся крупномасштабные реформы территориального устройства, экономики, налоговой системы.
Но наиболее важной с позиции темы моего исследования является конституционная реформа, набирающая с каждым годом обороты. Идет обновление структуры государственных органов и управления в центре и на местах, реформированию подвергаются многие традиционные институты государственности Великобритании, неизменные на протяжении столетий. Достаточно упомянуть об упразднении департамента Лорда-канцлера, изменение положения главы палаты –лордов в механизме государственной власти.
Цель реферата – провести анализ основ конституционного права Великобритании с учетом реформирования конституционных основ государства. В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
- рассмотреть понятие и значение Конституции Великобритании;
- проанализировать особенности конституционных актов;
- исследовать написанную часть конституции Великобритании;
- рассмотреть некоторые спорные вопросы и изменения в конституционном праве страны.
Читать дальше
Конституция является важнейшим элементом правовой системы. Особенность конституционного устройства Великобритании заключается в отсутствии конституции как отдельного закона, принятого в особом порядке. Например, конституции США или Российской Федерации были приняты всеобщим волеизъявлением народа, Конституция Пакистана 1962 г. была дарована президентом страны, а конституция Фиджи 1990 г. – правительством. Эти документы представляют собой единый акт, в котором закрепляются основы правовой системы, территориального устройства страны, права и обязанности человека и гражданина и т.д. В отличии от них, источниками конституционных норм в Великобритании служат правовые обычаи страны, а также исторические акты законодательной власти.
Конституция Великобритании носит смешанный (комбинированный) несистематизированный характер и состоит из писаной и неписаной частей. Писаная часть включает в себя совокупность нормативных положений, установленных актами (статутами) парламента: в их число входят, например, Великая хартия вольностей 1215 г., подписанная королем Иоанном Безземельным, Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 г. и 1949 г.
Неписаная часть конституции сводится к нормам, установленным судебными прецедентами (общее право) по вопросам конституционного права, а также конституционными соглашениями по вопросам конституционного характера (обычное право).
В содержательном отношении конституция Великобритании основывается на трех фундаментальных принципах: 1) разделение властей; 2) верховенство права; 3) полный суверенитет парламента. Не всегда и не у всех они вызывают безоговорочное принятие. Так, Фридрих Хайек писал о суверенитете английского парламента: « Наряду с замечательными институтами представительного правления, Великобритания подарила миру пагубный принцип парламентского суверенитета, согласно которому представительное собрание есть не только высшая, но и неограниченная власть в обществе» . Тем не менее суверенитет парламента, его неограниченная законодательная власть составляет неотъемлемую конституционную основу английской правовой системы.
Читать дальше
Самым древним конституционным актом Великобритании является Великая хартия вольностей 1215 г. Хартиями в английской истории называются важнейшие королевские грамоты, которыми дарованы или подтверждены различные льготы всему народу или отдельным общинам. Великая хартия вольностей, состоящая из 63 статей, впервые в истории страны гарантировала соблюдение прав и законных интересов не только баронам, но и вообще всем свободным людям в государстве. Статья 12 Хартии закрепила права английского парламента. Его суверенитет берет начало из данного источника конституционного права. Статья 39 Хартии гарантировала гражданские свободы личности. Ни один свободный человек не может быть арестован, заключен в тюрьму, лишен собственности или защиты закона, изгнан или подвергнут другому наказанию иначе как по суду ему равных и по закону. Не менее важна статья 61, которая обеспечивает гарантии соблюдения положений Хартии от злоупотребления со стороны короля. Так, бароны получили право избирать из своей среды 25 лиц для надзора за соблюдением положений Хартии. Если король нарушит Хартию и не исправит нарушения в 40-дневный срок по требованию четырех из баронов, 25 баронов могут прибегнуть к насилию, чтобы принудить короля исправить положение. В частности у короля можно отнять замки и земли, пощаде подлежит только его личность и семья.
Хабеас корпус акт - закон, принятый английским парламентом в 1679 г. Его полное название – «закон о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями». Этот закон ограничил предварительное заключение под стражу без санкций суда тремя сутками (72 часа) и развивал положения, закрепленные в статье 39 Хартии.
Читать дальше
Правовые обычаи, то есть нормы (правила), которые сложились в результате длительного и многократного их применения, являются составной частью британской конституции.
В юридической литературе отмечается, что такие положения британской конституции как правило о назначении премьер-министра, ответственности министров Короны индивидуально и коллективно перед Парламентом, правотворческой прерогативе судов, сформировались именно на основе обычаев. Для правового регулирования налогообложения важнейшее значение имеет обычай суверенитета Парламента. Он неоднократно подтверждался судами, например, в 1840 г. и в 1884 г., когда судами были подтверждены право Парламента судить своих членов за нарушение своих прав и привилегий и полное право распоряжаться своими внутренними делами.
Если мы обратимся к трудам А.В. Дайси и применим его трактовку принципа парламентского суверенитета к финансовым актам страны, то этот принцип будет означать:
1) только Парламент имеет при английском государственном устройстве право издавать и уничтожать финансовые законы;
2) ни одно лицо или учреждение не обладает правом преступать или не исполнять законы парламента;
3) «всякий парламентский акт (или его часть)» (в том числе и финансовые акты) «…создающий новый или изменяющие существующий закон, должен быть исполнен всеми судами».
Последняя трактовка принципа парламентского суверенитета очень важна для понимания соотношения парламентского акта и судебного решения в пользу первого. А.В. Дайси отмечает, что «…никакое лицо, никакое собрание лиц при английской Конституции не имеют права издавать постановления, которые были бы не согласны с парламентскими актами, или другими, словами, пользовались бы судебной защитой вопреки парламентскому акту».
Читать дальше
Законодательная власть в Великобритании принадлежит Парламенту, который состоит из трех частей: 1) Палаты общин, 2) Палаты Лордов, 3) монарха.
Палата общин состоит из 659 членов, выбираемых по мажоритарной системе относительного большинства на 5 лет. Работой палаты руководит спикер палаты общин.
Палата лордов после 1999 года составляет примерно 500 членов (до этого около 1200 членов). В состав палаты входят пожизненные пэры, духовные лорды.
Монарх Великобритании - это символ единства нации, преемственности государства. Он рассматривается как гарантия стабильности в обществе. Монарх - лицо неприкосновенное, политически нейтрален. Юридически британский монарх обладает значительными полномочиями, которые в совокупности называются королевской прерогативой. Фактически этими правами монарх не пользуется.
Исполнительная власть в Великобритании принадлежат Правительству.
Высшей инстанцией Правительства является Кабинет, назначаемый монархом. Главой Кабинета является Премьер-министр, который выбирается монархом с учётом неписанных конвенций (кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку Общин, достаточную для назначения). Премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров.
Правительство несет ответственность перед Парламентом: получив от парламента вотум недоверия, правительство будет вынуждено либо уйти в отставку, либо попытаться распустить Парламент и провести всеобщие выборы. На практике члены всех основных партий Парламента строго контролируются на предмет соответствия их голосов политике их партий. Если правительство обладает подавляющим большинством, то маловероятно, что они не смогут провести законопроект через голосование.
Читать дальше
Проведенное исследование по теме «Конституционное право Великобритании» позволило сделать следующие выводы.
Во-первых, конституция Великобритании носит смешанный (комбинированный) несистематизированный характер и состоит из двух частей: писаной и неписаной. Писаная часть конституции Великобритании – это совокупность актов парламента страны, которые принимались в разное время по наиболее важным вопросам для страны (престолонаследие, права и свободы человека, и др.). Однако большая часть конституционных актов является не действующей, так как нормы актов были заменены, отменены, инкорпорированы в другие акты. Я считаю, что данные акты имеют более историческое, чем практическое значение в настоящее время.
Неписаная часть конституции Великобритании – это совокупность норм, установленных судебными прецедентами (общее право) по вопросам конституционного значения, а также обычное право, то есть конституционные соглашения по вопросам конституционного характера.
Во-вторых, в Великобритании права и свободы человека нашли весьма своеобразное отражение в законодательном акте «О правах человека» 1998 г. В акте закреплена отсылка на отдельные статьи Конвенции о правах человека 1950 г. и дополнительные протоколы к ней.
В третьих, конституционная реформа, проводимая в Великобритании, изменила статус палаты лордов. С 2005 г. палата лордов утратила статус апелляционной инстанции. Ее полномочия перешли к Верховному суду Великобритании.
В четвертых, центральные органы власти и управления в Великобритании представлены двухпалатным парламентом, монархом, а исполнительная власть принадлежит правительству.
Читать дальше
Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Билль о правах 1689 г. // Энциклопедия юриста. – М., 2005. Электронный ресурс: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/188
Дайси А.В. Основы государственного права Англии. - М., 1907. - с.46-47.
Конституции зарубежных стран: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия : учебное пособие :[ сборник] /[сост. и пер. – В.В. Маклаков]. – 6-e изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2009.
Мишин, А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для вузов/ А.А. Мишин –М., Юстицинформ, 2009. – С. 35-36.
Нотин, С.А. Судебная практика в системе источников налогового права: на примере ЕС и РФ: дис. …кандидата юридических наук : 12.00.12. М., 2003. С.40.
Романов, А.К. Право и правовая система Великобритании: учебное пособие/ А.К. Романов. – М., 2010.
Фомичев, А.В. Основы конституционного права Великобритании. – СПб., 2008. – С. 4-8.
Хайек, Ф.А. Общество свободных. – Лондон, 1990. – с. 22.
Шередеко, Е.В. Развитие налогового законодательства Великобритании в конце XX - начале XXI века// Финансовое право. – 2010. - №1. – с. 23-28.
Читать дальше