Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость обоюдная, а обязательства — взаимны.
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, на каком этапе человеческой истории появились брак и семья как особые социальные институты. Но совершенно очевидно, что даже первобытное общество имело свои специфические формы семьи и брака, призванные решить задачи, характерные для этого периода истории человечества. Высокий статус этих общественных институтов подчеркивается тем фактом, что именно брак является рубежом, за которым молодые люди признаются остальными членами племени социально зрелыми и полноправными членами коллектива.
Согласно имеющимся сегодня историческим данным, институт брака появился более 4000 лет назад. Большинство антропологов предполагают, что несколько тысячелетий до этого семьи состояли из слабо организованных групп в несколько десятков человек – небольшого количества мужчин, намного большего числа «общих» женщин и детей.
Устойчивые брачные отношения в сообществах первобытных людей были редкостью. Однако с развитием общества люди стали нуждаться в более стабильной структуре взаимоотношений мужчин и женщин. Кстати, первое документальное свидетельство проведения брачных церемоний, соединявших одного мужчину и одну женщину, было найдено в Месопотамии и датировано примерно 2450 годом до н. э. В Древнем Египте около 2400 года до н. э. предположительно заключались однополые браки.
Объект исследования: процесс становления и эволюции семьи в первобытный период.
Предмет исследования: особенности брака изучаемой эпохи.
Читать дальше
Эволюцию института брака признают практически все историки.
Древние цивилизации нуждались в надежной системе продолжения рода, создании механизма передачи прав собственности, что и сделала возможным концепция брака.
Человечеству известны четыре типа брачных отношений: групповой брак, полиандрия, полигиния и моногамия.
Итак, семья в сегодняшнем ее виде существовала не всегда. Она прошла множество этапов, прежде чем приняла современную форму.
В период окончательного формирования социальной системы люди-обезьяны были объединены в первобытные кровнородственные орды, в нечто среднее между стадом животных и человеческим обществом. В этих ордах существовала беспорядочная половая жизнь. Сексуальные взаимоотношения складывались между кровными родственниками: родителями и детьми, братьями и сестрами.
Со временем беспорядочные и особенно родственные половые связи исчезли, так как было замечено, что кровосмешение приводит к дефектам в потомстве.
Постепенно формируется групповая семья, где мужчины определенной группы являются коллективными супругами другой группы женщин. Для создания подобной семьи объединялись две чужие некровнородственные орды, женщины одной из которой являлись общими женами мужчин другой орды.
Вступление в половые отношения лиц, принадлежащих к различным ордам, не давало им никаких прав друг на друга и не накладывало на них никаких обязанностей по отношению друг к другу.
В те времена самым важным занятием было «мотыговое земледелие», в котором главную роль играла женщина. Отсюда идет ее господствующее положение на этом этапе развития общества, получившее название матриархата.
Третья форма исторического развития семьи — парная семья. Она характеризуется тем, что муж имеет одну главную жену среди многих других, а жена — одного главного мужа среди остальных мужчин.
С точки зрения истории — это качественный скачок вперед. Начинает возникать первая на земле супружеская пара, которая еще очень неустойчива, легко расторжима и не исключает возможности связи на стороне. Ее появление и становление связаны с падением матриархата и установлением патриархата, вызванными тем, что в условиях развивающегося скотоводства и земледелия мужчина становится главной фигурой в производстве материальных благ.
Читать дальше
1.Максимов А. Н. Что сделано по истории семьи? Очерк современного положения вопроса о первобытных формах семьи и брака. Либроком, 2012
2. Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. Красанд, 2010
3. Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1953
4. Ковалевский М. Очерк происхождения и развития семьи и сооственности. М., 1939
Читать дальше