Актуальность. IВI настоящееI времяI нетI необходимостиI доказывать важностьI и Iобоснованность Iклиринга Iна Iфинансовых Iрынках, Iкоторый ужеI превратилсяI в Iзначимое Iэкономическое Iявление, Iдостойное адекватногоI осмысления. IМежду Iтем, Iуровень Iтакого Iосмысления заметноI отстаетI от Iуровня Iразвития Iсамого Iклиринга, Iчто Iпроявляется преждеI всегоI в: Iопределенной Iнеупорядоченности Iбазовой Iтерминологии, в Iт.ч. Iв Iнедостаточном Iразграничении Iпонятий «клиринга» и «расчетов»; отсутствииI доI сихI порI комплексногоI фундаментальногоI анализа клиринговойI деятельности; Iнерешенности Iряда Iключевых Iпроблем, связанных, Iпрежде Iвсего, Iс Iоценкой Iэффективности Iразличных Iмоделей клиринга и определением оптимальной степени конкуренции в этой сфере.
ВI этихI условияхI дальнейшаяI теоретическаяI и Iметодологическая разработкаI проблематикиI клирингаI представляетсяI какI весьма целесообразной, Iтак Iи Iвсе Iеще Iактуальной. IВ Iданном Iисследовании, делаетсяI попыткаI уточненияI содержанияI клиринговойI деятельностиI иI ее отграниченияI отI смежныхI видовI деятельности.
Целью исследования является изучение и анализ клиринговой деятельности.
Среди основных задач можно выделить следующие:
1. Изучить сущность и видовые различия клиринга.
2. Проанализировать перспективы развития клиринговой деятельности в России.
Теоретическая база представлена списком литературы и использованных источников. Данные работы позволили дать более качественную оценку в области исследуемой темы.
Читать дальше
1.1 Сущность и видовые различия клиринга
КлирингI представляетI собойI видI безналичныхI расчетов, основанный наI зачетеI взаимныхI денежныхI требованийI и Iобязательств Iюридических лицI заI товары, Iценные Iбумаги, Iоказанные Iуслуги .
ДляI тогоI чтобыI осуществитьI клиринговуюI операцию, Iнеобходим рядI условий. IТак, Iдолжна Iбыть Iопределена Iпозиция Iсделки, Iт.е. соотношениеI требованийI и Iобязательств Iее Iучастников. IЕсли Iже Iих требованияI и Iобязательства Iравны, Iпозиция Iбудет Iназываться Iзакрытой, еслиI не Iравны – открытой. IКогда Iтребования Iодного Iиз Iучастников превышаютI егоI обязательства (наI егоI счетеI большеI средств, Iчем Iему нужноI дляI исполненияI своихI обязательствI поI сделкам), Iтакая Iоткрытая позицияI считаетсяI длинной. IВ Iином Iслучае Iона Iназывается Iкороткой.
ЕслиI вI результатеI зачетовI получаютсяI закрытые (нулевые) позиции, тоI процессI расчетовI можноI считатьI завершенным. IЕсли Iже Iпозиция остаетсяI открытой, Iто Iнеобходимо Iподсчитать IчистыйI (незачтенныйI или непогашенный) Iостаток Iпо Iсчету Iи Iв Iэтом Iразмере Iперечислить Iсредства наI счетI участника, Iтребование Iкоторого Iосталось Iнеисполненным (так называемоеI урегулированиеI платежей). IВ Iрезультате Iклиринга Iсумма обязательствI всехI участниковI должнаI равнятьсяI нулю.
ВI своемI родеI клиринг – этоI весьмаI эффективныйI механизм осуществленияI расчетовI приI наличииI встречныхI требованийI и обязательств. IВысокий Iуровень Iспециализации Iи Iкооперации хозяйственныхI субъектов, Iа Iтакже Iобусловленные Iими Iширокие взаимопоставкиI являютсяI экономическойI основойI клиринга.
Читать дальше
Таким образом, из проделанной работы можно сделать вывод о том, что клиринговаяI деятельностьI представляетI собойI болееI удобныйI порядок расчетовI по Iсделкам, Iзаключаемым Iна Iорганизованном Iрынке. IПри Iэтом все сделки со стандартным товаром и по стандартным ценам осуществляются черезI клиринговуюI организацию, Iподсчитывающую Iитоговую Iсумму проданногоI и Iкупленного Iтовара Iв Iотношении Iкаждого Iотдельного участникаI торгов. IКлиринг Iпозволяет Iне Iосуществлять Iрасчеты Iпо каждой сделке, которых могут быть десятки и сотни за каждый торговый день, а Iпроводить Iобщее Iсуммирование Iих Iрезультатов Iи Iвыставлять Iитоговый счет каждому участнику торгов по окончании периода заключения сделок.
Клиринг является массовой услугой и позволяет потребителям получить эффект, оправдывающий затраты, в результате использования клиринговыми организациямиI своихI конкурентныхI преимуществ. IИными Iсловами, пользователямI выгоднееI обратитьсяI к Iуслугам Iклиринговых Iорганизаций, чемI самимI организовыватьI бизнес-процессы, Iнаправленные Iна Iполучение сопоставимогоI эффекта. IДля Iвыражения Iфункции Iклиринга Iкак общественно-необходимойI услугиI зачастуюI применяютсяI термины «услуга, Iдобавляющая Iстоимость» IиI «элементI цепочкиI создания стоимости» Iв Iсоответствии Iс Iконцепцией «конкурентногоI преимущества», предложеннойI в Iсередине I1980-х гг. Iпрофессором IГарвардской Iшколы бизнесаI МайкломI Портером. IСогласноI последовавшим Iинтерпретациям даннойI концепции, Iв Iтакой Iцепочке Iесть Iузлы, Iгде IпроявляетсяI «эффект рычага» – резкоеI возрастаниеI стоимостиI по Iсравнению Iс Iзатраченными ресурсами, Iвызванное Iналичием Iсоответствующего Iконкурентного преимущества. С этой точки зрения, клиринг, наряду с организацией торговли и Iсистемой IрасчетовI (расчетно-депозитарнойI системой), Iявляется одним из Iосновных Iэлементов Iна Iфинансовых Iрынках.
Читать дальше
1. О клиринге и клиринговой деятельности: Федеральный закон № 7-ФЗ от 7 февраля 2011 г. // Российская газета – Федеральный выпуск № 5405, 2011 г.
2. Аналитический обзор: документ недели // Консультант Плюс, 2011. – № 9.
3. Глушкова Н.Б. Банковское дело: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2013. – 432 с.
4. Козка А.Н. Клиринг, очищающий расчеты // Генеральный директор, 2012. – № 6.
5. Майоров С. Об особенностях клиринговой деятельности на финансовых рынках // Биржевые технологии, 2011. – № 1. – С. 3-12.
6. Свиридов О.Ю. Банковское дело. – Издание 3-е, исправленное и дополненное. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2010. – 256 с.
7. Черкасов Б.Г. О клиринге и клиринговой деятельности // Экономика и жизнь, 2010. – № 14.
Читать дальше