1. Общая характеристика и симптоматика заболевания
«Мир имеет достаточно серьезных проблем, чтобы создавать себе еще дополнительные надуманные проблемы...»
Это сказано с «черным» юмором о моторной дисфункции 16-летней писательницей V. Biggs, которая сама страдает от выраженных проявлений этого расстройства. В свои годы она так и не научилась пользоваться открывалкой бутылок, однако уже принята в Национальную академию талантливой молодежи Голландии...
Так что же мы знаем, например, в соответствии с «настольной» книгой каждого детского невролога «Лечение заболеваний нервной системы у детей» (под ред. Зыкова В., Москва, 2003), о моторной неловкости, которую относят к минимальной мозговой дисфункции?
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - прогрессирующие когнитивные, речевые и двигательные нарушения вследствие различных по этиологии заболеваний. В структуре ММД рассматривают следующие нозологические формы:
• F-80 - расстройства развития речи;
• F-81 - расстройства формирования школьных навыков;
• F-82 - расстройство развития двигательных функций, диспраксия развития;
• F-90 - гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРГУ);
• F-91 - расстройства поведения.
Причины ММД:
• пре - и перинатальная патология центральной нервной системы;
• наследственная предрасположенность;
• нарушение обмена нейромедиаторов;
• черепно-мозговая травма;
• инсульты;
• нейроинфекции.
При этом наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга. По общему интеллектуальному развитию дети соответствуют нормальному уровню, но испытывают трудности с обучением в школе и с социальной адаптацией. Детям с ММД свойственны психоэмоциональная нестабильность, неуверенность в себе, заниженная самооценка, агрессивное поведение, возникают трудности в семье и школе. Дифференциальный диагноз необходимо проводить с умственной отсталостью, абсансами, наркоманией, аутизмом, депрессией, социально-бытовой неустроенностью, проблемами зрения и слуха.
Расстройство развития двигательных функций - нарушение целенаправленного движения (моторная неловкость). Диагностика проводится путем наблюдения за выполнением ребенком простых и сложных целенаправленных движений, во время которых возникают трудности.
1. Завязывание шнурков, застегивание пуговиц, причесывание.
2. Одевание (дезорганизация).
3. Рисование и перерисовывание (при задании нарисовать человека неправильно размещает детали лица и части тела).
4. Неуклюжая походка.
Читать дальше
1. Ахутина Т.В. Дети с трудностями учения // Начальная школа: плюс-минус. 2000. № 12. С. 20–25.
2. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Междунар. конф. памяти А.Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М.: Изд-во РПО, 1998. С. 201– 208.
3. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 168– 174.
4. Зыков В. и совавт. Лечение заболеваний нервной системы у детей. - М.: «Триада-Х», 2003.
5. Переслени Л., Рожкова Л.А. Психофизиологические механизмы дефицита внимания у детей разного возраста с трудностями обучения // - Физиология человека. – 1993. – Т.19 - №4.
6. Ясюкова Л.Я Оптимизация обучения и развития детей с ММД Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций . Методическое руководство СПБ 1997
7. American Psychiatric Assotiation, edited by Wiener J., Dulcan M. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-IV). - Washington, London, England, 2004.
8. Missuina С., Gaines R., Soucie H. Parental questions about developmental coordination disorder: a synopsis of current evidence // Paediatrics and Child Health. - 2006. - 11. - Г. 507-512.
9. Missuina С., Pollock N., Egan M. Enabling occupation through facilitating the diagnosis of Developmental Coordination Disorder // Canadian Journal of Occupational Therapy. - 2008. - 1. - Г. 26-34.
10. Morrison J. DSM-IV Made Easy. The clinician's guide to diagnosis. - NY: The Guilford press, 1995.
11. Sheila E., Henderson S., Sugden D., Barnett A. Movement Assessment Battery for Children - Second Edition. Examiner's Manual. - Pearsen, London, 2007.
12. www.canchild.ca
Читать дальше