Мировоззрение традиционно определяют как систему взглядов или совокупность знаний об окружающем мире. Если придерживаться данной точки зрения, то и видов мировоззрения может быть так же много, как много видов выражения знаний о мире: мифологическое, религиозное, философское, практическое, научное, а также их смешанные типы. Означает ли это, что мировоззрение не может поддаваться каким-либо точным определениям?
Отличительной чертой мировоззрения является направленность на понимание и освоение отношений человека к окружающему миру через производство духовных ценностей, что стало возможным благодаря многим факторам, среди которых особо выделяется сознание. Таким образом, мировоззрение можно определить как центральный элемент человеческого сознания, как выражение человеческого духа.
Цель – определить особенности научного мировоззрения.
Объект – мировоззрение.
Предмет – специфика научного мировоззрения.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие и исторические типы мировоззрения.
2. Охарактеризовать специфику научного мировоззрения.
Читать дальше
Мировоззрение человека – это система взглядов человека (или общности людей) на мир в целом и место че¬ловека в нем. Это воззрения человека, выра¬жающие его отношение к миру. Эти взгляды, как правило, имеют под собой определенные основания, предпосылки, зависящие от пози¬ции человека. В этой позиции человек нахо¬дится отчасти осознанно и, в немалой степе¬ни, неосознанно; объективно и, в той или иной мере, субъективно. Соответственно это¬му он видит мир и себя по отношению к миру под определенным углом зрения.
Современный американский автор книги о типах мировоззрения Джеймс Сайр так определяет это понятие: «Кратко можно сказать так: мировоззрение - это ряд предпо¬сылок (истинных полностью, отчасти или со¬вершенно ложных), которых мы придержива¬емся (сознательно или бессознательно, после¬довательно или непоследовательно), размыш¬ляя об основных слагаемых нашего мира» .
Если предметом осмысления стано¬вится не только мир и место человека в нем, но также само отношение человека к миру, то мы имеем дело с философией как теоретиче¬ским ядром мировоззрения, его самосознани¬ем.
Выступая как важная часть внутреннего мира человека, мировоззрение имеет весьма сложную структуру. Мировоззрение проявляется в разных феноменах его внутренней жизни и поведения – оно проявляется во взглядах человека, его убеждениях, верованиях, поступках и действиях. Вместе с тем, в них самих следует видеть только отдельные аспекты более глубоких слоев мировоззрения.
Мировоззрение является сложным, интегральным, синтетическим образованием индивидуального и общественного сознания. В структуре мировоззрения можно выделить четыре базовых компонента – познавательный компонент, который строится на обобщенных знаниях человека; ценностно-нормативный компонент, который включает в себя идеалы, ценности, верования, нормы, директивные действия и т.п.; эмоционально-волевой компонент; практический компонент.
Читать дальше
Античная и средневековая наука, накапливая специальные знания, вообще не претендовала на выработку какой бы то ни было модели Универсума. Естественнонаучная картина мира как результат междисциплинарного синтеза появляется лишь в Новое время. Исторически первой ее формой была механистическая картина мира.
Важно отметить, что в эпоху античности теоретическое знание было расколото на два существенно различных по своей структуре и содержанию слоя.
Первый слой, (конкретное, «рецептивное» знание), давший начало античной науке, был вплетен в практическую жизнь людей, служил интересам мореплавателя (астрономия), земледельца (геометрия), купца (арифметика) и др.
Второй слой знания по своим истокам носил чисто умозрительный характер. Аристотель называл такое знание учением о сущем, о всеобщих началах и причинах бытия. В силу того, что сущностный уровень бытия непосредственно не наблюдаем, он составляет «запредельный», умопостигаемый мир.
Поэтому опыт не может, как полагали древние философы, быть последней инстанцией для проверки всеобщих и высших истин. Только ум непосредственно созерцает высшие основоположения и непосредственно усматривает их истинность. Позднее этот слой знания был назван «метафизикой». В силу сказанного Античность знает только натурфилософскую модель мира.
В эпоху Средневековья мир умопостигаемого оказался по преимуществу объектом мировоззренческого осмысления со стороны теологии. Центральная идея богословской метафизики— идея иерархической структуры мироздания. Теологи разрабатывали эту идею применительно к потребностям религиозного миропонимания.
Читать дальше
Мировоззрение – взгляды человека на мир. Их центральная часть – взгляды на место человека в мире. Взгляды проявляются как убеждения, идеалы и принципы познания и деятельности.
Мировоззрение - необходимая компонента человеческого сознания и познания. В свою очередь у мировоззрения две составляющих. Первая - эмоциональная - мироощущение. Вторая - рациональная - миропонимание.
Научное мировоззрение понимается как система взглядов, в которых рационально осмыслен накопленный человечеством опыт духовного и практического освоения мира, и которые выходят за рамки житейского опыта, здравого смысла и религиозных представлений.
Читать дальше
1. Алексеев П.В., Панин А.В. «Философия. Учебник», Москва, издательство «ПРОСПЕКТ», 2007.
2. Сайр Дж. Парад миров: Типология мировоззрений. -СПб.: Мирт, 1997.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гарда-рика, 2001.
4. Фалько В.И. Типология мировоззрений // Лесной вестник. - 2002. - № 3 (23). - С. 186 - 191.
5. Хрусталёв Ю. М., «Введение в философию», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.
Читать дальше