Вопрос № 1 Теория литературы как наука. Предмет и содержание теории литературы. Литературоведческая терминология.
Теория литературы один из основных разделов науки о литературе, изучающий природу художественного творчества и определяющий методологию его анализа. Существуют различные определения теории литературы и её границ, в основном выделяются три системы представлений: 1) социологическая теория литературы – учение об особенностях образного отражения действительности; 2) формалистская – учение о структуре (способах построения) литературных произведений; 3) историческая – учение о литературном процессе. Первый подход выносит на первый план отвлечённые категории: образность, художественность, партийность, народность, классовость, мировоззрение, метод. Второй актуализирует понятия идеи, темы, сюжета, композиции, стиля и стихосложения. Третий подход тяготеет к истории литературы, рассматривает проблемы литературных родов и жанров, литературных течений и общих принципов литературного процесса. Все эти вопросы в трудах теоретиков литературы получают самое разнообразное освещение, нередко смыкаясь, но общие методологические предпочтения практически всегда очевидны.
Литературоведческие термины:
Аллегория – иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие.
Аллитерация – повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность; один из видов звукописи.
Амфибрахий – трехсложный размер стиха с ударением на втором слоге.
Анапест – трехсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.
Антитеза – художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, создающее впечатление резкого контраста.
Афоризм – краткое изречение, выражающее значительную, глубокую мысль в оригинальной художественно заострённой форме. Афоризм напоминает пословицу, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и др.)
Баллада – один из жанров лиро-эпической поэзии: сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычный случай, связанный с историческим событием или преданием; обычно героического, легендарного или фантастического характера.
Литературный герой – действующее лицо, персонаж произведения.
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Гротеск – предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального, ужасного и смешного; сгущение сатирического изображения явлений, предметов и людей.
Дактиль – трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
Деталь - одно из средств создания художественного образа; выразительная подробность в произведении (часть внешнего мира, портрета и т.п.), которая помогает читателю представить и глубже понять не только характер, обстановку, но и в целом произведение, авторское отношение к изображаемому.
Диалог – разговор двух или нескольких лиц; основная форма раскрытия человеческих характеров в драматическом произведении.
Драма – род литературы, драматическое произведение, предназначенное для постановки на сцене, в котором основная мысль раскрывается через диалоги и монологи героев, их поступки и действия. Драма в узком смысле слова – пьеса с острым конфликтом, однако в отличие от трагедии здесь конфликт более заземлён, обычен и, так или иначе разрешим.
Жанр – вид художественного произведения: песня, баллада, поэма, повесть, новелла, комедия и тд.
Завязка – эпизод литературного произведения, в котором возникает основной конфликт.
Идея – основная мысль произведения.
Инверсия – необычный порядок слов, нарушение последовательности речи с целью придания фразе особой выразительности.
Интонация – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит.
Ирония – насмешка, осмеяние. Обычно истинный смысл высказывания как бы замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.
Комедия – драматическое произведение, в котором осмеиваются отрицательные черты человека или общественного явления.
Комическое – смешное в жизни и искусстве.
Композиция – построение художественного произведения.
Конфликт художественный – столкновение, противоборство персонажей или каких-либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения.
Кульминация – эпизод литературного произведения, в котором художественный конфликт достигает наивысшей точки в своём развитии и требует разрешения.
Монолог – развёрнутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.