Актуальность темы, касающейся развития и формирования системы мусульманского права заключается в следующих аспектах:
• Обострение отношений между мусульманским и немусульманским миром. При этом одной из важных составляющих в этом вопросе является именно правовой аспект, поскольку владение знаниями о мусульманском праве, а также об обычаях и религиозной специфике могут позволить избежать вооруженных конфликтов, правильно отрегулировать отношения с этими странами.
• Право в мусульманских странах неразрывно связано с религией – исламом. Число апологетов ислама исчисляется по разным источникам 1/5 или 1/6 населения планеты. Однако представления немусульманского мира об исламе в целом достаточно примитивны, большинство людей считают, что характеристиками этой религии являются фанатизм, нетерпимое отношение к немусульманам, а также слепое следование законам ислама.
Вооруженные конфликты, которые имеют место в наше время между различными этническими группами, между странами исламского мира и США, конфликты внутри России (чеченский конфликт) вскрыли несостоятельность воззрений на мусульманский мир. Для того, чтобы найти правильный подход к вопросам урегулирования этих конфликтов, выстраивать толерантные отношения с мусульманскими народами, а также проводить эффективную политику в отношении стран мусульманского мира, необходимо не только понимать особенности и характерные черты исламского права, но знать историю его формирования, источники, которые послужили фундаментом мусульманского права.
«Как бы того ни желали недруги нашей страны, ислам является неотъемлемой частью России. Более того, Россия как государство и цивилизация не могла бы состояться без ислама и мусульман. Или, перефразируя слова одного известного автора, Россия обязана мусульманам своим рождением и становлением»
Тем более, мусульманское право считается и реально является одной из основных систем современного права. Однако следует понимать, что данное определение имеет несколько значений. Во-первых, мусульманское право является синонимом нормативной стороны шариата. Во-вторых – фикха, то есть значение – право.
Не следует забывать, что в средние века появление шариата (мусульманское право) было одним из крупнейших социальных явлений в странах Востока. Однако мусульманское право не является статичным, оно меняется, испытывая влияние правовых систем других государств, развивается, в частности динамична законотворческая деятельность. Так постоянно идет совершенствование судебной системы, появляются новые кодексы. Специалисты отмечают, то существует общее направление гуманизации правовой системы мусульманских стран. В частности, 33 года назад была принята «Всеобщая исламская декларация прав человека» [8], в которой существует специальный раздел – «Каталог прав человека». Соответственно, представление о том, что это право представляет собой лишь свод обязанностей, которые должны выполнять мусульмане, уходит в прошлое.
Для большей части мусульманских течений характерна общая тенденция к обособлению «мира ислама». Идея противопоставления такого мира неисламскому занимает сегодня важное место в концепциях, пропагандируемых «Братьями-мусульманами», которые утверждают на страницах своих печатных органов: «Ни Запад и ни Восток, а коранический ислам. В наших руках книга правоверного ислама, которая является всеобъемлющей программой социального переустройства в его теоретическом, юридическом и практическом аспектах»
В Декларации содержатся права:
• на жизнь и свободу;
• на равенство;
• на недопущение дискриминации;
• на справедливость;
• на справедливый суд;
• на защиту против превышения власти;
• на защиту от пыток;
• на защиту чести и репутации;
• на убежище;
• на защиту немусульманских меньшинств;
• на обязательное участие в управлении государством;
• на свободу совести, мысли и слова;
• на свободу вероисповедания и собраний;
• на гарантированный экономический порядок;
• на защиту собственности, статус и звание трудящихся;
• на социальное обеспечение;
• на создание семьи.
Важно, что существуют гарантии прав женщины, которая находится в браке. В том числе, на проживание в доме мужа, получение финансовых средств, на расторжения брака и наследование, на соблюдение конфиденциальной информации мужем, на образование, личную жизнь и, что важно, на свободу перемещения/места жительства.
Хотя в последнее десятилетие существует тенденция, которую отмечают многие правоведы - усиление влияния на законодательства мусульманских стран традиционного мусульманского права. Понимание этих процессов невозможно без изучения правовых традиций этих стран.
Поэтому целью работы является попытка проанализировать, что такое шариат, раскрыть его связь с религией, а также установить источники шариата. Кроме того, дать оценку основополагающих частей права – судебной системы и семейного права.