Разнообразие жанров журналистики – необходимое условие, чтобы сделать издание и интересным, и читаемым, а для современных газет и журналов это означает то, что они будут продаваемыми и рекламно наполняемыми. Можно привести список журналистских жанров, который будет включать десятки строк. Однако, к сожалению, современные издатели и редакторы не особенно беспокоятся о том, чтобы жанрово разнообразить газету или журнал. Они преимущественно применяют информационные сообщения, новости, репортажи, заметки, аналитические материалы, интервью, материалы с комментариями, журналистские расследования и т.д., ограничивая тем самым разнообразие материалов и их интересность.
Безусловно, любая газета или любой журнал ориентируются на определенные целевые аудиторные группы. Охватить широчайший спектр читателей, даже две или три целевые группы не способно ни одно издание. В медиа-среде очень актуален закон позиционирования [3], который требует соблюдения и выбора для конкретного издания конкретных жанров, их баланса, соответствия. Именно поэтому необходимо знать четко, чем различаются жанры, уметь видеть их в прочитанных материалах, понимать соответствие материала жанру, а также понимать соответствие конкретного жанра позиции и миссии данного конкретного издания.
В этой аналитической работе мы рассмотрим особенности функционирования жанра фельетона на примере материалов журнала «Сноб» [9].
Читать дальше
Сатирические жанры в публицистике появились очень давно. Причем в журналистике эти жанры отличаются
от литературных публицистических во-первых, достоверностью описания, а во-вторых, адресностью фактологии. Фельетон относится именно к сатирическим жанрам, причем название «фельетон» произошло от французского «feuille», что в переводе означает «лист». Именно так во Франции XVIII в. именовали своеобразное приложение к газетам. Оно размещалось на полосах в нижней части, а также от остальных материалов отделялось четкой жирной отбивкой (в России эта часть полосы именуется «подвал»)[4] .
Французские издатели и редакторы размещали там статьи, которые по типу и смыслу были похожи на фельетоны. Затем понятие «фельетон» стали связывать с определенным видом материалов, которые отличались иронией, ассоциативностью, комичностью, остротой и т.д. В советской и российской журналистике были талантливые фельетонисты, в том числе, один из основоположников российского фельетона – М. Е. Салтыков-Щедрин. Особенно получил развитие этот жанр в произведениях И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, Э. Я. Пархомовского в период становления советской России. И на протяжение всего времени существования Советского государства фельетон в журналистике играл очень заметную роль как жанр. Однако перестроечные реформы, а затем изменение законодательства в России привели к тому, что фельетон практически исчез из печатных изданий. Это объясняется как объективными, так и субъективными причинами, законодательными условиями, которые сложились в РФ.
Следует пояснить, что фельетон относится к художественно-публицистическим жанрам. Особенность его в том, что он позволяет раскрывать комичную суть отрицательных явлений, а также конкретных жизненных ситуаций. При этом используются методы инверсионной разработки темы материала, ассоциативной разработки темы материала, предполагается применение авторских образов, фольклорных образов, комических и сатирических.
Читать дальше
Процессы стабилизации вернули фельетон на страницы прессы. Однако в полной мере журналисты все же не используют этот жанр, поскольку существует ряд законодательных ограничений. В том числе, Статья 41. Обеспечение конфиденциальности информации (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ) [6] содержит ряд ограничений по разглашению имен и информации. А безадресность фельетона хороша только при критике узнаваемых в социуме явлений и процессов, что далеко не всегда возможно, когда пишется материал о конкретном предприятии или конкретном человеке/чиновнике/предпринимателе/группе людей.
В частности известная в Пермском крае еженедельная газета «Деловое Прикамье» публиковала популярную у читателя «Мыльную оперу про за жизнь Силы Силыча Пукина и его время». Сатирические герои этих фельетонов – купец Сила Силыч Пукин, его кум Макар, его жена удивительно напоминали действующих в то время политиков и известных общественных деятелей и деятелей культуры в крае. Так на переименование Пермского краевого драматического театра в «Театр-Театр» автор фельетонов Олег Устюгов отреагировал острым материалом [7], в котором пишет: «Вот что значит творческий подход. Ничего, я еще дальше пойду. Прошение пишу, чтобы свой платный нужник переименовать: нужник «Нужник». Или даже так: клозет «Клозет»! Каково? – торжествующе спросил Макар. «Зачем же нужнику название?» – не понял Сила. «Да чтоб с театром не перепутали, а то обиды пойдут, рекламации. Затем открою при «Нужнике» трактир «Трактир», потом варьете «Варьете» и бордель «Бордель». Бабу свою Бабой назову, приказчика – Приказчиковым, золотаря – Золотаревым, а себя, хозяина, Хозяином. И, заметь, даже без инициалов: равняться со мной все равно некому. Весь мир будет у моих ног, патенты стану продавать!»
Читать дальше
Публикации, о которых идет речь, преимущественно опубликованы в разделе «Колонки». Авторы, которые формируют данный раздел, Николай Клименюк, Ольга Серебряная, Леонид Бершидский и другие [8], резко критикуют как социальные явления, так и отдельных деятелей сферы бизнеса, культуры, политики, религиозных функционеров.
Причем произведения отличаются публицистичностью, вдумчивостью и аналитичностью – с одной стороны, с другой – достаточно острой критикой в адрес героев публикации. Стопроцентно эти материалы назвать классическими фельетонами нельзя. Они трансформированы по требования времени, под формат издания, имеют блоггерский оттенок, яркую авторскую позицию. Причем одно и то же событие может рассматриваться в этом издании с нескольких сторон разными авторами.
К примеру, обращение актера и священника Ивана Охлобыстина с письмом к Президенту России, где актер предлагает вернуть уголовную статью за мужеложство, вызвало настоящий скандал и ажиотаж в Интернете. Журнал «Сноб» в силу своей специфики и миссии не мог пройти мимо подобного скандала и отреагировал статьей Ольги Серебряной «Охлобыстин и лязг государственного аппарата».
Данная статья написана в лучших традициях фельетона: имеет яркий привлекающий к себе внимание, образный заголовок с элементом сарказма. Причем отдельный факт – обращение к Президенту гражданина, автор рассматривает сквозь призму общественных отношений, усматривает нездоровые тенденции в обществе, а поступок отдельного гражданина (Ивана Охлобыстина) ею рассматривается уже с точки зрения сформировавшихся в обществе течений, направлений. При этом противоречивый образ известного актера по мере повествования превращается не только в имя нарицательное, но даже может восприниматься читателем как некое обобщенное наименование, отражающее позицию определенной группы граждан. Собственно, к ним и адресуется эта статья, основная мысль которой – толерантность и лояльное отношение к людям, которые отличаются от других, а также призыв грамотно и по правилам вести общественные дискуссии [8].
Собственно говоря, традиции жанра фельетон подразумевают как раз выявление острых точек, общественных противоречий, а также критику поступков отдельных людей.
Читать дальше
Как показывает анализ современной прессы, развитие печатных изданий в настоящий момент идет по принципу расширения жанров. При подготовке изданий к печати используется принцип многообразия жанров. Причем важно, что как в печатных вариантах, так и в Интернет-вариантах изданий начинают использоваться не только чисто публицистические, аналитические, новостные (информационные) жанры, но и жанры, которые имеют литературную составляющую, в том числе, фельетон.
Это говорит и о востребованности прессы читателем и о желании вывести издания на новый, более высокий с точки зрения качества, уровень. Однако следует заметить, что с течением времени жанры трансформируются. Они меняются и под влиянием законодательных (нормативно-правовых) условий, и под влиянием политических, экономических условий, а также под влиянием новых условий существования изданий (появление Интернет).
Можно даже сказать, что происходит не только трансформация, но и адаптация жанра к новым условиям существования. Это интересный и важный процесс, демонстрирующий динамику и гибкость современной журналистики.
Второй вывод, который можно сделать – востребованность классических журналистских жанров, в том числе, возвращение фельетона на страницы прессы, который по-настоящему украшает современные российские издания.
Читать дальше
1. Аргамаков Ф.И., «Образные жанры современной журналистики», 2010г., Новосибирск, «Nika», 126с.
2. Виленский М.Э., «Фельетон», «Просвещение», 1982, 98 с.
3. Матвейчев O.А., научный сотрудник Института философии и права УрО РАН, «Вся палитра журналистских жанров», http://www.elitarium.ru/2008/08/26/zhurnalistskije_zhanry.html
4. «Новейший энциклопедический словарь», М. «АСТ» 1472с., 2012 г.
5. Тертычный А.А., «Трансформация жанровой структуры современной периодической печати» «Вестник Московского университета», сер. 10 журналистика, №2, 82с., 2009
6. www.consultant.ru/popular/smi/42_4.html#p668
7. www.dp.perm.ru/article.php?id=4670
8. www.snob.ru/selected/entry/70258
9. www.snob.ru
Читать дальше