Актуальность в написании данной работы состоит в необходимости повышения качества управления налоговой политикой в Российской Федерации на современном этапе ее развития на микро- и макроуровнях.
На сегодняшний момент времени в экономической науке отсутствует единое толкование понятия «налог».
Резюмируя разных ученых в области финансов и налогообложения, данное понятие можно определить следующим образом: «это обязательный платеж, взимаемый государственными органами власти соответствующего уровня с хозяйствующих субъектов национальной экономики или/и физических лиц».
В первую очередь, представленное выше определение фиксирует безвозмездность этого платежа в отличие от других собираемых государственными или/и муниципальными органами власти платежей и сборов возмездно.
Конечно, налоги изымаются у хозяйствующего субъекта экономики или/и физического лица государственными или/и муниципальными органами власти принудительно и безвозмездно.
Во вторую очередь, данное определение не фиксирует цели взимания налога, т.е. для формирования финансов того или иного государства.
В третью очередь, отсутствует примечание по поводу особенности данного платежа, не дающего возможность перенесения уплаты фискального платежа на другого налогоплательщика или группу налогоплательщиков.
Далее на примере налога на прибыль необходимо провести его оценку согласно 5 критериям оценки налоговой системы, выделенным Дж. Стиглицем.
I. Относительное равенство обязательств – это отсутствие неравенства среди хозяйствующих субъектов национальной экономики перед государственным или муниципальным бюджетом в части совершения налоговых платежей.
Налог на прибыль полностью соответствует данному принципу, поскольку ставка по его уплате фиксированная и зависит только от величины разницы совокупных доходов и совокупных расходов того или иного хозяйствующего субъекта национальной экономики Российской Федерации.
II. Экономическая нейтральность – отсутствие или относительная слабость искажающего воздействия фискального обложения на деятельность хозяйствующих субъектов национальной экономики:
· принцип, в соответствии с которым конкретные фискальные платежи и фискальная система в общем должны по возможности в min степени искажать решения хозяйствующих субъектов национальной экономики;
· достигается при наличии в фискальной системе неискажающих налогов – фискальные платежи, прямо или косвенно не зависящих от имущественного, семейного положения, годового совокупного дохода, трудовой и инвест-активности и любых факторов, на которые тот или иной индивидуум может повлиять;
· все прочие фискальные платежи являются искажающими, то есть изменяющими уровень аллокационной эффективности, не соответствуют данному принципу.
Рассматриваемый налог на прибыль не соответствует данному принципу, поскольку при наличии фиксированной фискальной ставке в размере 20% сумма уплаты данного налога, таким образом, зависит от степени экономической успешности и состоятельности того или иного хозяйствующего субъекта национальной экономики Российской Федерации.
Читать дальше