Термин «коррупция» за последние годы стал самым употребляемым в обществе. Это касается как народа, так и высших лиц государства. Кажется, противодействие данному виду преступлений стало основным направлением государственной политики и главной составляющей речей президента РФ. К сожалению, на государственном уровне борьба с коррупцией представлена у нас в основном в виде планов и стратегий, а не реальных действий. Время от времени в СМИ мелькают уголовные дела, связанные с взяточничеством, но по статистике получается, что главные коррупционеры в стране - учителя и врачи.
Утверждение, что коррупция является одной из угроз национальной безопасности любого государства, не требует особых доказательств, поскольку деструктивное влияние этого явления на все стороны общественной жизни очевидно. В условиях модернизации коррупция означает нивелирование институциональных изменений, направленных на улучшение условий жизни населения, развитие экономики, демократических институтов. В связи с этим актуальность исследования проблемы предмета коррупционных преступлений не вызывает сомнения.
Цель работы – охарактеризовать предмет коррупционных преступлений.
Объект – коррупция.
Предмет – предмет коррупционных преступлений.
Задачи:
1. Определить специфику коррупции.
2. Охарактеризовать особенности предмета коррупционных преступлений.
Читать дальше
Коррупция и коррупционное преступление постепенно входят в круг уголовно-правовых категорий как социально-правовые явления, как понятия уголовно-правовой доктрины, а в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о приоритете норм международного права, в том числе Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенции ООН против коррупции, Палермской конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, — и как отечественные правовые дефиниции.
В ст. 8 Палермской конвенции коррупция определяется как обещание, предложение или представление публичному должностному лицу, а также вымогательство или принятие им лично или через посредников какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие либо бездействовало при выполнении своих обязанностей.
Согласно ст. 2 Модельного закона о борьбе с коррупцией коррупция (коррупционные правонарушения) — это не предусмотренное законом принятие лично или через посредников материальных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием служебных полномочий и связанных с ними возможностей, равно как и подкуп данных лиц, путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.
В научных исследованиях, в судебной практике, в том числе в постановлениях высшей судебной инстанции, указанные правонарушения связываются с корыстными служебными злоупотреблениями.
Используя уголовно-правовые категории, к коррупционным преступлениям можно отнести корыстные служебные злоупотребления и иные преступные деяния, предусмотренные такими нормами отечественного уголовного права, как п. «а», «б» ч. 2 ст. 141, ст. 145.1, п. «в» ч. 2 ст. 159, п. «в» ч. 2 ст. 160, ст. 164, 170, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. 183, 184, ст. 201-204, ч. 3 ст. 210, п. «в» ч. 2 ст. 221, п. «в» ч. 2 ст. 226, п. «в» ч. 2 ст. 229, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258, п..«в» ч. 2 ст. 260, ст. 285, 286, 288, 290-292, 304, ст. 309 УК РФ.
Читать дальше
В условиях новых экономических отношений происходит изменение структуры преступности, переоценка общественной опасности деяний на всех уровнях. Многие виды коррупционных проявлений относятся к категории должностных преступлений, главным стимулом которых является возможность получения экономической выгоды, связанной с использованием властных полномочий. В условиях масштабного кризиса, охватившего государство, проблема коррупции приняла новые масштабы и формы, действия коррупционеров многообразны, что создает определенные трудности для квалификации их действий, определения правовой природы и юридической ответственности чиновников. Квалифицируя преступления, необходимо учитывать наличие в уголовном законе общих и специальных составов преступлений, применение норм которых решается в соответствии с правилами конкуренции уголовно-правовых норм.
Эволюция преступности является зеркальным отражением изменений в экономических, социально-политических отношениях в обществе, что неуклонно требует совершенствования уголовного законодательства.
По мнению Б.В. Волженкина «коррупция — это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Б.В. Волженкин к коррупционным преступлениям отнес следующие преступления ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, 285, 289, 290, 291, 292, 169, 178, 201, 204, 184 УК РФ, тем самым к рассматриваемым преступлениям отнесено 13 составов.
В отсутствие нормативного регулирования перечня коррупционных преступлений, многие правоохранительные органы принимали меры по определения перечня коррупционных преступлений. Например, в совместном Указании Генпрокуратуры РФ № 399/11, МВД РФ № 1 от 28.12.2009 (ред. от 30.04.2010) «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности» [4] преступления коррупционной направленности дифференцированы на три группы (всего 40 составов преступлений).
Читать дальше
Коррупция и взяточничество - довольно распространенные явления в жизни российского общества и государство не имеет права закрыть на них глаза. Говоря о России, необходимо отметить, что по сравнению с опытом прошлых лет, в сфере борьбы с коррупцией сделано очень много. Но, несмотря на частые выявления фактов совершения коррупционных преступлений, наказания остаются достаточно мягкими.
Проблема ограничения масштабов коррупции в современном российском обществе является, пожалуй, самой актуальной, и в то же время наиболее спорной и противоречивой. Историческая ретроспектива, а также нынешние масштабы распространения коррупции все больше и больше склоняют чашу весов общественного мнения к выводу о неистребимости и вечности этого негативного явления российской действительности, борьба с которым не может увенчаться успехом. Поэтому уже давно раздаются голоса скептиков о необходимости легализации взяток, так как искоренение их невозможно. Тем не менее мировой опыт противодействия коррупции свидетельствует о наличии в руках государства и общественности действенных рычагов по ограничению коррупционного поведения, грамотное и полноценное использование которых дает вполне приемлемые результаты в данной области.
Развитие коррупционной преступности в нашей стране требует реформирования уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сфере борьбы с самим явлением коррупции и сопутствующими ему факторами, а также с укрывательством подобного рода деяний. Латентность данного преступления несоизмеримо выше иных, в том числе корыстно-насильственных. Квалификация и расследование укрывательства коррупционных преступлений представляют определенную сложность, о чем свидетельствует судебная практика.
До сих пор нет единого консолидированного определения коррупции как социального явления. Это обстоятельство делает необходимым разработку междисциплинарной концепции анализа коррупции с целью формирования удовлетворяющего всех целостного взгляда на данное социальное явление.
Становлению такого подхода к определению сущности коррупции как социального феномена может способствовать использование потенциала философии, для которой свойственен целостный взгляд на рассматриваемую проблему. На базе философского дискурса возможно преодоление жестких границ между подходами, исследующими коррупцию с разных точек зрения.
Коррупция изучается как социальное явление, как форма поведения, как социальный институт, как сеть взаимоотношений между людьми и т.д. Каждое из этих измерений выявляет важные характеристики коррупции, но делает это, исключив прочие грани этого феномена. По нашему мнению, с философской точки зрения коррупцию можно определить как социальный феномен, предполагающий деятельность государственных служащих, их взаимоотношения с другими членами общества, связанные с использованием ими своего должностного положения в личных корыстных целях, приносящим ущерб государственными общественным интересам.
Читать дальше
1. Уголовный Кодекс Российской Федерации // КонсультантПлюс Версия Проф. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http // www/consultant.ru/ (Дата обращения 22.1.14).
2. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.05.2009 № 97 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцов форм статистической отчетности» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: hyttp://www.durex-promo.ru (Дата обращения 22.1.14).
3. Указание Генпрокуратуры РФ № 399/11, МВД РФ № 1 от 28.12.2009 (ред. от 30.04.2010) «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: hyttp://www.durex-promo.ru (Дата обращения 22.1.14).
4. Проект федерального закона № 292869-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями» //КонсультантПлюс Версия Проф. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http // www/consultant.ru/ (Дата обращения 22.1.14).
5. Вебер М. Политика как призвание и профессия // М. Вебер Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. -С. 644-704.
6. Гараев Р.Ф. Понятие коррупции / Р.Ф. Гараев, Н.В. Селихов // Следователь, 2012. - № 2. - С. 43-50.
7. Дахин А.В. Коррупция: элементы социологической модели // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество: Сборник статей / Под редакцией П.Н. Панченко, А.Ю. Чупровой, А.И. Мизерия. - Н. Новгород. - 2001. - С. 192-201.
8. Дюверже М. Политические партии. - М.: Академический Проект, 2010. - 538 с.
9. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ, 2006. - 873 с.
Парсонс Т. О социальных системах.- М.: Академический Проект, 2002. - 832 с.
Читать дальше