Оглавление Введение 3 1. Развитие предпринимательства в России в ХIХ веке 5 2. Этика Православия 7 3. Русские предприниматели XIX века 9 Заключение 15 Список источников 17
ИГУ
2 курс

Конфессиональные факторы благотворительности российских православных предпринимателей в XIX в.

контрольная работа
Экономика
16 страниц
94% уникальность
2014 год
8 просмотров
Андриянова М.
Эксперт по предмету «История экономики»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Заключение
Список источников
Основа экономического благосостояния демократического общества – наличие в государстве свободного предпринимательства, которое производит материальные ценности, платит налоги и обеспечивает граждан рабочими местами. Становление нового российского бизнеса началось в «лихие девяностые». В те недобрые времена предпринимательство было «диким». Огромные состояния наживались и растрачивались буквально «в один день». Налоги не платились, да и вообще бизнес настолько был связан с криминалом, что порой понятия «бизнесмен» и «бандит» сливались в одно – «новый русский». К счастью, это скверное время уже стало достоянием истории. Сегодня российское предпринимательство приобрело более цивилизованный характер. Крупный бизнес стал относительно прозрачным. Бизнесмены участвуют в государственной деятельности, оказывают влияние на политику государства. Огромные суммы идут на благотворительность, на пожертвования крупного бизнеса строятся церкви, больницы, жилые дома. Первые российские предприниматели тоже не сразу стали меценатами и покровителями просвещения. Но, тем не менее, понятие «благотворительность» неразрывно связано с представлениями о российских предпринимателях ХIХ века – купцах и промышленниках. И это неудивительно – ведь в основной своей массе российские купцы были православными, а в традициях православной веры «милостыня» не просто принята, но практически обязательна. Как благородно звучит старая русская купеческая поговорка: «Бедный богатым питается, а богатый бедным спасается». Наши современники могут и не понять смысла этого высказывания. А смысл его в следующем: богатый должен помогать бедному. И помощь эта полезна не только для бедного, который таким образом «питается», но и для богатого, который, жертвуя на благотворительность, творит добро для бедного и одновременно совершает благое дело спасения собственной души.
Читать дальше
Благодаря отмене в России крепостного права стал активно развиваться капитализм, который вовлек Россию в мировое товарное обращение окраины России, распространил наемный труд, сформировал капиталистические отношения. Выросло переселение народа в Сибирь, капитализм распространился и на сибирские окраины. Развитие промышленности и торговли вызвал рост городов и их населения. Москва и Петербург стали крупнейшими промышленными центрами, средоточием больших производств и промышленного пролетариата. Особенно быстро развивались города, расположенные у железных дорог. После открытия железнодорожного сообщения с Сибирью активно развивалась каменноугольная, золотопромышленная, кожевенная, мукомольная промышленность Сибири. Стали бурно развиваться такие города, как Томск, Омск, Тюмень, Красноярск. Война 1914 года стала серьезнейшим фактором влияния на экономическое развитие России. Благодаря «работе на войну» произошла мощнейшая концентрация производства, усиление монополий. Во время войны создались условия для более широкого использования кооперации. Крупные капиталисты занимались активной спекуляцией, стремясь нажиться на войне. Это вызвало острейшую нехватку промышленных товаров. Крестьяне сами включились в экономическую жизнь, создавая потребительские кооперативы. Кооперативы, с притоком новых членов и увеличением капиталов, тоже развивались, они стали в состоянии осуществлять успешную конкуренцию с крупными капиталистами, вкладывали свои средства в производство.
Читать дальше
В девятнадцатом веке людям была свойственна горячая и целостная вера. Русские люди считали Православие границей, охраняющей духовную и национальную безопасность. Они считали главной ценностью истинную духовность, русский исконно православный дух. Идеология православия стремилась к истинно-православным ценностям в условиях новой исторической реальности, боролась за их сбережение и защиту . Христианство антиномично. С одной стороны, в Евангелии утверждается, что «всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет» (Мф 25, 29). И тут же следует на первый взгляд прямо противоположное утверждение: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19, 24) . Православная этика не видела противоречия в этих текстах. Спасение возможно и через аскетический путь отречения от земных благ и монашеский подвиг, и через жизнь в миру, но сообразующуюся с христианскими ценностями, по духовным законам. А такая жизнь не исключает и активную предпринимательскую, хозяйственную деятельность. Пусть крайнее, «ультра»-направление утверждает, что мир покорился антихристу, на святых местах встала «мерзость запустения» . Но даже неистовый протопоп Аввакум проповедовал и «мирскую» ипостась человека, он говорил о жизни в миру, о семье и о рождении детей: «на всяком месте владычество Его, благослови, душе моя, Господа» .
Читать дальше
Морозовы Классический пример коммерческого успеха представителей православного старообрядческого вероисповедания – это династия Морозовых. Династия Морозовых – это старый купеческий московский род, который придерживался обрядов «старой веры». Основателем династии стал Савва Васильевич Морозов (1770—1862). В молодости С. В. Морозов был рабочим на ткацкой фабрике и получал зарплату по пять рублей в год. Накопив денег, с помощью приданого жены он открыл Никольскую мануфактуру в Орехово-Зуево. Савва Васильевич благодаря своей честности и высокому качеству изделий очень быстро преуспел в своем деле. Помогло ему и то, что окрестные крестьяне, зная его честность и доверяя ему как старообрядцу, приносили ему на хранение свои сбережения, увеличивая его оборотные средства. В дальнейшем предприятие династии Морозовых стала лучшим и богатейшим мануфактурным производством в России. Самый известный из отпрысков этой династии, Савва Тимофеевич Морозов, был поистине уникальной личностью – предпринимателем, благотворителем и меценатом. Он стал одним из первых русских капиталистов, кто озаботился условиями труда и быта своих работников. В этом ярко проявилась старообрядческая этика, которую он впитал в себя в семье с самого раннего возраста. Он отменил систему штрафов, которые тогда применялись повсеместно. Он построил множество благоустроенных общежитий для рабочих, организовал медицинскую помощь (в том числе ввел оплату беременным работницам – аналог современного декретного отпуска), и, наконец, когда начались волнения в 1904-1905 годах, он хотел привлечь рабочих к участию в прибылях товарищества мануфактуры, правда, эти благие намерения ему так и не удалось выполнить . Династия Морозовых – это старый купеческий московский род. Основателем династии стал Савва Васильевич Морозов (1770—1862). В молодости С. В. Морозов был рабочим на ткацкой фабрике и получал зарплату по пять рублей в год. Накопив денег, с помощью приданого жены он открыл Никольскую мануфактуру в Орехово-Зуево. Савва Васильевич благодаря своей честности и высокому качеству изделий очень быстро преуспел в своем деле. Помогло ему и то, что окрестные крестьяне, зная его честность, приносили ему на хранение свои сбережения, увеличивая его оборотные средства.
Читать дальше
Итак, настоящий православный предприниматель того времени, настоящий хозяин вовсе не был безраздельным и бездушным владельцем имущества и людей, машиной для выколачивания денег. Напротив, лучшие примеры русских предпринимателей того времени свидетельствуют о прямо противоположных фактах: хозяин был хозяином в самом лучшем и высоком смысле этого слова. Купец относился к своему предприятию и к людям, которые там работали, именно по-хозяйски: с отеческой заботой, проявлял участи к их проблемам, заботился о здоровье рабочих, об их семьях, детях и т.д. Он считал себя ответственным перед Богом за то, что его попечению было поручено множество людей, и он старался заботиться об их духовной жизни, о нравственности. Кроме того, он заботился о том, чтобы его предприятие содержалось в порядке и процветало, чтобы он мог передать его в наследство своим детям в таком же процветающем состоянии. Предприниматель старался наладить работу своего предприятия наилучшим образом, чтобы покупатели были всегда довольны его товаром и вспоминали его добрым словом. С партнерами он вел свои дела честно и свято выполнял «купеческое слово», чтобы его деловая репутация среди коллег-предпринимателей была кристально чистой. Православный предприниматель щедро жертвовал доходы, полученные от предпринимательской деятельности, на благотворительные цели, на помощь бедным и обездоленным. Православный предприниматель хотел изменить мир вокруг себя, сделать его лучше. Поэтому он на свой счет строил дороги, здания и целые города, помогал российским царям в обустройстве государства.
Читать дальше
1. Афанасьев М.1000 лет предпринимательства на Руси //Риск,1991 №2. 2. История предпринимательства в России: в 2-х кн. — М., 2000. 3. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. — М., 2003. 4. Шендаков Г.Н. История предпринимательства и коммерции в России. — Волгоград, 1996. 5. Ясин Е. “Перспективы российской экономики… реформирование естественных монополий” Общество и экономика 2002г. № 2
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
контрольная работа по праву
Количество страниц:
15
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Административное право
контрольная работа
контрольная работа по экономике недвижимости
Количество страниц:
7
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Экономика недвижимости
контрольная работа
Контрольная работа Управление маркетингом
Количество страниц:
12
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image