Арсений Владимирович Гулыга является историком философии, публицистом, германистом с мировым именем, автором работ по истории философии и эстетики, активным издателем философских произведений. История немецкой классической философии являлась основной профессиональной областью Гулыги А.В. Первые рецензии и статьи, посвященные истории немецкой классической философии, относятся к 1956 г. Гулыга постоянно писал рецензии на прочитанные им произведения. Эти статьи были посвящены основным особенностям эпохи позднего немецкого Просвещения, учениям Канта, Шеллинга и Гегеля. Одно из наиболее известных произведений Гулыги А.В. – «Немецкая классическая философия». Немецкая классическая философия является уникальной эпохой в развитии интеллектуальной истории Европы на рубеже XVIII-XIX вв, которая по интенсивности обсуждений, многообразию философских позиций и литературной продуктивности может сравниться только с периодом зарождения философии в Афинах. Новое представление о разуме как об источнике научного познания и свободы объединило всех представителей немецкой классической философии от Канта до Гегеля. Их цель заключается в том, чтобы разработать такой тип научного исследования, который бы смог соединить свободное творчество субъекта с рациональной необходимостью обоснованного знания. В «Немецкой философии «Гулыги содержится довольно подробный очерк биографических траекторий и концепций крупнейших представителей немецкой философии. Особым вниманием Гулыги пользуется представление о месте эстетики в общем направлении немецкой классической философии, а также внимание к основным проблемам эстетики, таким, как особенности эстетического воспитания, значение эстетики для развития культуры, особенности прогресса в искусстве. Гулыга в своем произведении стремится вернуть философию вопросы, связанные с особенностями человеческого бытия и мышления в стремлении обосновать ставшую для России традиционной мировоззренческую позицию, заключающуюся в признании единства красоты, истины и добра. Все эти устремления Гулыги были соотнесены с национальной духовной традицией. Подобно Вл. Соловьеву, Гулыга понимал, что невозможно обосновать единство истины, добра и красоты посредством рационалистической спекуляции и рассудочной субординации; необходимо равновеликое участие всех доступных человеку познавательных способностей, что неизбежно должно было привести к иному пониманию предмета философии.
Гулыга полагал, что теоретические задачи, направленные на изучение прошлого немецкой классической философии, так же, как и определенные человеческие потребности, не могут исключить эмоционального подхода к миру, который можно соотнести с чувствами и стремлениями тех, кто не только не забывает о прошлом, но и внимательно изучает его. Именно поэтому столь пристальное внимание к прошлому во взаимодействии и взаимовлиянии всех его составляющих не может быть ограничено установлением каких-либо причинно-следственных связей, которые способны определить тип общества, содержание социальных отношений и общественного устройства. Не нужно забывать ни о народном духе, ни о выдающихся личностях. Изучение прошлого объединяет в себе объяснение, которое можно получить аналитически, а также и понимание как истолкование, включающее все духовно-эмоциональные способности человека. Поэтому у истории два лица - социологическое и гуманитарное.
Не только историческое прошлое, но и любая другая конкретность представляет собой своеобразный синтез определений, который является единством, многообразием, а в мышлении представляет собой результат, а не исходный пункт. Вот почему для историка историческое прошлое является синтезом художественного и теоретического освоения мира. Все это возможно благодаря тому, что человек способен осваивать мир не только практически, но и религиозно, художественно, т.е. духовно-практически. Гулыга в своем произведении упоминает высказывание Гегеля, который выделял «историческую» и «философскую» историю. И если философская история словно отвлекается от «пестроты жизни», то историческая история дает огромный простор для художественного мышления и творческого восприятия. По мнению Гулыги, такое разделение истории невозможно, поскольку она не позволяет воспринимать мир как единое целое. По его суждению, историю как науку требуется воспринимать как целостное явление, которое обладает единым характером исторического процесса и не признает органическое единство всех познавательных средств в своей области.