Основные черты хозяйственной структуры государств-полисов, которые существовали в Древней Греции, могли свидетельствовать о возможности образования системы классовых отношений, которая возникла в Афинском государстве в середине первого тысячелетия до нашей эры и представляла собой особенную систему отношений. Такую систему исследователи античной эпохи называют развитым рабовладельческим обществом. В окончательно сформировавшемся виде такая система классовых отношений возникла в наиболее развитых промышленных и торговых полисах Греции, и одним из государств, в которых существовала такая система классовых отношений, являлись Афины. Эта система, сформировавшаяся под влиянием многих социальных, экономических, этических и политических факторов возникла в Афинском государстве и стала первым в истории примером демократической государственности, которая привела к расцвету афинского общества в V-IV вв. до н. э.. Это проявилось в развитии производительных сил Афинского общества, его полисной организации, а также культуры Древней Греции.
Все более возрастающий интерес исследователей к развитию рабовладельческой демократической республики, которая существовала в Афинах в середине первого тысячелетия до н. э., не прекращается на протяжении многих веков. Историки, а также многие специалисты по теории государства и права усматривают в них проявление многих политических, философских, этических и многих других проблем нашего столетия. В последнее время интерес исследователей к истории и культуре Древней Греции заметно повысился и в России, так как изучение античной демократии в условиях воссоздания демократического режима в России начало приобретать особую актуальность.
Читать дальше
Итак, вначале рассмотрим особенности государственного строя в Афинах во времена правления Перикла и Эфиальта. Начало периода в истории Древних Афин, вызывающего повышенный интерес исследователей, было ознаменовано Греко-персидскими войнами, в которых прекрасно себя проявили как греческие воины, так и греческая политическая система.
Но, тем не менее, несмотря на это, греческая политическая жизнь в этот период была ознаменована борьбой демократического и олигархического политических течений .В зажиточном демосе, который состоял в основном из ремесленников и крестьян, воплощались демократические тенденции. Идеалом государственного строя, по мнению большинства граждан Афинского государства, бал такой строй, при котором политическая власть могла принадлежать большинству граждан Древней Греции, а эти граждане должны были входить в Народное собрание.
К представителям олигархического течения можно отнести крупных землевладельцев, земельную демократию. И земельная демократия, и крупные землевладельцы стремились к такому государственному устройству, для которого было характерно то, что вся полнота власти и прав граждан Афинского государства, которые в основном проявлялись в возможности большинства граждан управлять государством, была бы сосредоточена в руках наиболее богатой части греческих граждан.
Таким образом, в Древней Греции постоянно происходило противостояние двух названных нами течений. И со временем это противостояние привело к победе демократического строя. Эта победа, прежде всего, проявилась в том, что выбор архонтов путем голосования было заменен избранием посредством жребия, право быть избранными в архонты получили всадники, что говорило одновременно об упадке института архонтов и возвышении стратегов.
Читать дальше
В политической системе Древней Греции происходила постепенная демократизация государственного строя, которая, тем не менее, не устранила характерные для Афинского государства общественные противоречия. Среди исследователей политической системы в Древней Греции не существует единого мнения относительно важности значения имущественного неравенства между гражданами Афинского государства. Например, некоторые историки считают, что так и распространение честной собственности в Древней Греции могло приводить к возникновению имущественного расслоения, и такое расслоение проявлялось в том, что среди свободных афинских граждан возникла довольно небольшая группа собственников, но в тоже самое время эта бедная часть населения была довольно немногочисленной. Сторонники этой точки зрения полагают, что численность рабов в Древней Греции в несколько раз превышала численность свободных граждан.
Другая же часть исследователей имеет более умеренные взгляды и полагает, что основная масса населения обладает достаточно высоким удельным весом, и наличие высокого удельного веса, системы полисного хозяйства, а также проведение мер, которые направлены на поддержание стабильности общественного устройства, не могли привести к возникновению имущественного расслоения среди граждан Афинского государства. Дело в том, что у древних греков был весьма скромный быт, и многие внешние атрибуты свободных граждан, к которым относились питание и одежда, почти не отличались от таких атрибутов рабов.
Таким образом, в общественно-политической системе Древней Греции классического периода можно выделить четыре основные категории населения, к которым можно отнести зажиточных граждан-рабовладельцев, демос, который являлся бедным или средней по своему имущественному положению населения, но в то же самое время в политическом отношении он обладал полноправностью. Помимо перечисленного, существовали также метки, которые были представлены как свободными, так и политически неполноправными гражданами и обладали афинским происхождением и. наконец, рабы.
Читать дальше
Политическая система Афин была представлена следующими государственными органами: Народным собранием, Советом пятисот, гелиэями, коллегиями стратегов и коллегиями архонтов.
Главным законодательным и политическим органом Афин выступало Народное собрание (экклесия), которое одновременно являлось и одновременно политическим органом. Право на участие в его работе имели все полноправные афинские мужчины, которые достигли двадцатилетнего возраста, вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий.
Народное собрание обладало достаточно широкими полномочиями, например, они охватывали практически все стороны жизни Афинского государства. Здесь, например, могли приниматься законами, здесь решали все основные вопросы войны и мира, выбирали должностных лиц, выслушивали отчеты магистров по истечении сроков их полномочий, а также могли решаться вопросы обеспечения города продовольствием, обсуждался и утверждался государственный бюджет, а также производился контроль за воспитанием юношей. В обязанности Народного собрания входило также такое чрезвычайное мероприятие, как остракизм.
Особым значением обладали права Народного собрания по охране основных законов. Именно с этой целью установили специальную коллегию, касающуюся охраны законов (номофилаков). Эта коллегия могла получить свои полномочия непосредственно от Народного собрания. Это был специальный орган «хранителей законов», который мог наблюдать за строгим выполнением афинских законов всеми органами государства.
Кроме того, практически любой участник Народного собрания в Афинском государстве мог выступать в экклесии со своими жалобами и заявлениями, касающимися различных политических преступлений.
Читать дальше
Таким образом, на основании проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы.
Древняя Греция была рабовладельческим государством, и рабовладельческий строй в Афинском государстве имел развитую форму, которая представляла собой демократическую республику.
Система политического общества в Афинах, сложившаяся к V веку до нашей эры, представляла собой хорошо сформировавшуюся политическую систему, основанную на взаимодействии важнейших демократических институтов, существовавших в древнегреческом полисе. Эту систему политических институтов представляло Народное собрание. Совет 500 и гелиэи. Замещение политических должностей было основано на принципах коллегиальности, выборности, срочности, подотчетности и возмездности. Сформировавшаяся демократическая система позволяла гражданам Афинского государства иметь право на то, чтобы принимать участие в управлении Афинским государством, а также давало возможность осуществлять контроль над конституцией Древней Греции.
Образование данной политической системы происходило в непрерывной борьбе и во взаимодействии с консервативными традициями, которые представляла демократически настроенная демократия.
Читать дальше
1.Боннар Андре «Греческая цивилизация». – Ростов-на-Дону, 1994. – 251 с.
2.Всеобщая история государства и права.– М., 1995. – 317 с.
3.Исаева В.И. Античная демократия – феномен европейской цивилизации // Историко-культурные основы европейской цивилизации. – М., 1992. – 200 с.
4. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990. – 251 с.
5.Кондратюк М.В. Архэ и афинская демократия//Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т. 1. – М., 1983. – 310 с.
6.Кузищин В. И. Экономика Греции в V-IV вв. до н. э.– М., 1986. – 278 с.
7.Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов). – Ростов-на-Дону, 1997. – 305 с.
8.Любимов Л. «Искусство Древнего Мира». – М., 1971. – 207 с.
9.Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. – Н. Новгород, 1991. – 301 с.
10.Хрестоматия по истории Древней Греции. – М., 1964. – 302 с.
11.Энциклопедический словарь юного историка. – М., 1993. – 401 с.
Читать дальше