Основой правового регулирования правового режима национальных и природных парков является совокупность нормативно-правовых актов, среди которых следует выделить Конституцию Российской Федерации , Федеральный закон Российской Федерации от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» , а также акты, принимающиеся в их соответствии и их исполнение – например, Приказ Минэкономразвития РФ от 12.07.2010 № 293 «Об установлении Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков» .
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки представляют собой разновидность особо охраняемых природных территорий федерального значения (раздел III).
В качестве примера национальных парков на территории Российской Федерации можно привести Бузулукский бор , Сочинский национальный парк и др. Каждый из них был утвержден уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и создан на основании Постановления Правительства Российской Федерации (за исключением созданных до 1991 г.). Также национальные парки могут создаваться на основе природных заповедников, если имеется соответствующая разрешающая экологическая экспертиза.
Национальные парки подразделяются на несколько зон с целью сохранения в них естественной природной среды и запрета осуществления деятельности, запрещенной законодательством. При этом любое изменение целевого назначения национальных парков недопустимо.
Находящиеся на территории национального парка недвижимое имущество и природные ресурсы по общему правилу подлежат изъятию из гражданского оборота.
Национальные парки призваны исполнять следующие задачи:
а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
б) сохранение историко-культурных объектов;
в) экологическое просвещение населения;
г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
е) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Для разрешения данных задач национальный парк делится на ряд зон:
1) заповедная – для сохранения естественного состояния природной среды;
2) особо охраняемая – для рекреационной деятельности, развития спорта и физической культуры;
3) охраны объектов культурного наследия;
4) хозяйственного назначения;
5) традиционного экстенсивного природопользования – для жизнедеятельности малочисленных коренных народов России.
При этом площадь заповедной зоны и особо охраняемой зоны может только увеличиваться, но не уменьшаться.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в дейст.ред.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в дейст.ред.) // СЗ РФ.2001. № 44. Ст.4147.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в дейст.ред.) // СЗ РФ.2005. № 1. Ст.16.
4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в дейст.ред.) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в дейст.ред.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
6. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (в дейст.ред.) // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст.1024.
7. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в дейст.ред.) // СЗ РФ. 2002. № 2.Ст.133.
8. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, в ред. от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222; 2005. № 19. Ст.1752.
9. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (в действ. ред.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
10. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (в дейст.ред.) // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.
11. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (в дейст.ред.) // СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.
12. Постановление Правительства от 16.08.2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» // СЗ РФ. 2013. № 34. Ст.4443.
13. Постановление «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов» Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 255 // СЗ РФ. 2012. № 15. Ст. 1781.
14. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2007 г. № 709-р «Об учреждении национального парка «Бузулукский бор» // СЗ РФ. 2007. № 24. Ст.2938.
15. Постановление Совета Министров РСФСР от 5 мая 1983 г. № 214 «О создании Сочинского государственного природного национального парка» // СП РСФСР. 1983. № 0. Ст. 59.
16. Приказ Минэкономразвития «Об установлении Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков» от 12.07.2010 № 293 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 33.
17. Письмо Роспотребнадзора «О санитарно-эпидемиологической экспертизе» от 25.12.2012 г. № 01/14830-12-32 // Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве.2013.№ 1.
18. Приказ Минприроды России «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» от 25.02.2010 г. № 50 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010 г. № 17.
19. Постановление губернатора Приморского края от 24 июня 1997 г. № 268 «Об организации природного парка «Хасанский» // Справочная правовая система Гарант Регион.
20. Министерство природных ресурсов России [Электронный ресурс] www.mnr.gov.ru (пров. 31.01.2014 г.).
21. Экологическое право: учебник для бакалавров / под ред. В.Г. Агафонова, Г.В. Выпхановой, Н.Г. Жаворонковой. – М.: Проспект, 2014. – 376 с.
Читать дальше