Государственная власть в РФ исполняется на основании деления на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Любой государственный аппарат, осуществляющий 1 из 3 функций общегосударственной власти, взаимодействует с прочими государственными органами, при этом они осуществляют контроль и ограничивают друг друга. Подобная модель взаимоотношений называется режимом сдержек и противовесов.
Законодательная власть возложена на Федеральное Собрание; исполнительную власть исполняет Правительство РФ; судебная власть исполняется Конституциональным, Высшим, Высшим Арбитражным и прочими судами РФ. Глава РФ представляется главой государства, гарантом Конституции
РФ, прав и свобод человека и гражданина; официально не принадлежит ни к одной ветви власти и, в соответствии с ч.2 ст. 80 Конституции РФ, гарантирует согласованное функционирование и взаимодействие организаций государственной власти.
Законодательный орган - Федеральное Собрание - состоит с 2-ух палат:
Совета Федерации и Государственной думы. Депутаты Общегосударственной Думы избираются населением, а членами Совета Федерации представлены агенты законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынешние главы вплоть до истечения полномочий).
Федеральное Собрание принимает законы, устанавливает нормативную основу работы абсолютно всех организаций общегосударственной власти, оказывает большое влияние парламентскими методами на деятельность исполнительной власти (возможность отрешения Президента РФ с должности, возможность сформулировать недоверие Правительству), в той или иной форме принимает участие в создании Правительства, судебных органов Российской Федерации.
Президент имеет возможность расформировать Государственную Думу, имеет возможность вето в отношении законов, общепринятых Федеральным Собранием. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в государстве и о главных направлениях внутренней и внешней политики страны, предполагает законопроекты, кандидатуры на соответствующие должности, подписывает законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации.
Правительство Российской Федерации (в его состав входят Председатель
Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры) исполняет исполнительную власть: образует выполнение законов, разными методами оказывает большое влияние на законодательный процесс (возможность законодательной инициативы, необходимость заключения Правительства в законопроекты, вызывающие привлечения дополнительных федеральных средств).
Читать дальше
В сентябре–ноябре 2002 года на заседаниях Государственного совета (при непосредственном участии многих из здесь присутствующих в зале) были закреплены базовые принципы современной организации государственного управления на региональном и муниципальном уровнях.
Через механизм разделения полномочий органов государственной власти регионов и муниципалитетов различных типов на собственные и делегированные полномочия был установлен запрет на принятие вышестоящими органами власти решений, порождающих расходные обязательства органов власти нижестоящего уровня без передачи необходимых доходных источников. Этот ключевой элемент в механизме федеративных отношений нашей страны сегодня продолжает действовать и в целом доказал свою эффективность. Несмотря на активную нормотворческую деятельность в последние годы, несмотря на естественный соблазн вышестоящих органов власти решать какие-то вопросы государственного или муниципального управления за счет нижестоящих органов, за счет регионов и муниципалитетов, к настоящему времени у нас не возникла прежняя ситуация. Благодаря этому принципу, этому механизму не возникла прежняя ситуация с нефинансируемыми мандатами.
Сегодня принято множество федеральных законов, которыми – дополнительно к тем 40–41 переданных регионам на начальном этапе в качестве собственных – передано более 150 полномочий субъектам Российской Федерации: 54 дополнительных – в качестве собственных полномочий, и 105 – в качестве делегированных. Это значительный объем полномочий, он прежде всего касается функций исполнительно-распорядительного характера, в основном в социальной сфере, в некоторых случаях – в экономических областях, например в сфере лесных отношений, водных отношений.
Финансовое обеспечение реализации делегированных полномочий финансируется в рамках 21 субвенции, общий объем которых составляет более 200 миллиардов рублей.
Следует также отметить, что в реализации федеральных делегированных полномочий никаких существенных сбоев за этот период в связи с исполнением их региональными, а не федеральными органами власти на местах, никаких сбоев не произошло, несмотря на предостережения, звучавшие каждый раз при передаче на региональный уровень полномочий.
Значительное число властных полномочий, в первую очередь контрольно-надзорных, оказывающих существенное влияние на социально-экономические процессы в регионах, на инвестиционный климат, по-прежнему осуществляется территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Численность этих органов превышает сегодня как численность служащих региональных органов власти, так и численность муниципальных, а количество их в территориальных структурах федеральных органов власти различной ведомственной принадлежности сегодня составляет 2700 по стране в целом или от 30 до 40 – в различных субъектах Российской Федерации.
Читать дальше
Повышение конкурентоспособности республики является одной из основных задач Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 – 2015 годы, на решение которой направлены усилия всех республиканских органов управления.
Конкурентные преимущества Республики Татарстан определяются ее вкладом в общероссийскую экономику, сравнительными характеристиками социально-экономического развития, а также имеющимися предпосылками обеспечения устойчивого роста республиканской экономики и социальной сферы.
В 2011 – 2012 гг. экономический рост в республике характеризовался стабильным превышением темпов роста основных макроэкономических показателей над среднероссийскими, в результате чего наметились тенденции сокращения отрыва от показателей российских лидеров роста, было обеспечено улучшение позиций республики среди субъектов Российской Федерации и сохранение лидирующих позиций в Приволжском федеральном округе.
О повышении конкурентоспособности республики за прошедшие два года реализации Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 – 2015 годы свидетельствует дальнейший рост экономического потенциала, наличие структурных преобразований в экономике и промышленности, усиление деловой, инновационной и инвестиционной активности и дальнейшее повышение благосостояния населения. По абсолютным значениям валового регионального продукта (ВРП) Республика Татарстан в 2011 году улучшила свои позиции, заняв 5 место в Российской Федерации по объему ВРП и 11 место по указанному показателю, рассчитанному на душу населения (в 2010 соответственно 8 и 15 места). В Приволжском федеральном округе Татарстан лидирует по обоим показателям. В 2012 году объем ВРП составил, по оценке, 1415 млрд.руб., превысив уровень 2011 года в сопоставимых ценах на 5,5% и значительно превзойдя среднероссийские темпы роста (3,4%). За период 2011 – 2012 гг. ВРП возрос на 410,3 млрд.руб. в действующих ценах или на 11% в сопоставимых ценах. Динамика ВРП была обусловлена, прежде всего, опережающим ростом обрабатывающих производств, развитием строительства, расширением потребительского спроса.
По важнейшему показателю уровня экономического развития территории – среднедушевому объему ВРП, республика также демонстрирует высокие темпы роста. Определяющим направлением повышения конкурентоспособности республиканской экономики выступает дальнейшее осуществление структурных изменений в экономике и промышленности с учетом всего комплекса конкурентных преимуществ и факторов территориального развития. Структура экономики в республике диверсифицирована, тем не менее, сырьевой сектор, представленный добычей нефти, является значительным. На долю нефтедобычи в 2010 г. приходилось 21,6% ВРП Татарстана. В 2012 г. этот показатель составлял 23,4%. Столь значительный рост нефтедобывающего сектора в ВРП обусловлен высокими ценами на нефть и ставит экономику республики в сильную зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.
Читать дальше
1. ФЗ №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999;
2. Устав (конституция) субъекта РФ;
3. Закон субъекта РФ «О бюджете».
4. Ежегодное послание Президента РФ.
5. Камаев В. Д. Экономическая теория: Учебник – М.: Гум. изд. центр «Владос», 1998,- 640с., гл.18.
6. Экономика: Учебник под ред. Булатова.- М.: Изд-во «Бек», 2008.-632с.-гл.15.
7. На пути к государству 21 века : теория и зарубежный опыт модернизации государственного управления. Коллективная моногр.Омск: Изд. «Русь», 2008.-216 с.
Читать дальше