Идея необходимости правовой охраны интересов детей конкретизирована в законодательстве по-разному – в зависимости от области регулируемых отношений. Так, уже в ст. 1 СК РФ в числе основных начал семейного законодательства назван принцип приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей.
Правовая охрана интересов находит свое выражение даже в нормах о прекращении брака. Так, судебный порядок расторжения брака для супругов, имеющих совместных несовершеннолетних детей, предназначен, прежде всего, для охраны интересов ребенка, чьи родители расторгают брак.
Прямое отношение к охране интересов ребенка имеет и ст. 17, и п. 2 ст. 24 СК РФ. Необходимость охраны интересов детей предопределяет и содержание п. 3 ст. 30 СК РФ, согласно которому признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке или в течение трехсот дней со дня признания брака недействительным.
Регулирование отношений между родителями и детьми подчинено правилу, в соответствии с которым родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей (п. 1 ст. 65 СК РФ). Такой принципиальный подход к вопросу, заключающемуся в соотношении прав и интересов родителей и детей, находит свое воплощение и в п. 3 ст. 65 СК, разъясняющем, что при отсутствии согласия между родителями о месте жительства детей спор решает суд, исходя из интересов ребенка.
В зависимость от интересов ребенка поставлено удовлетворение требования родителей о возврате им детей (ст. 68 СК РФ), о восстановлении в родительских правах (п. 4 ст. 72 СК РФ), об отмене ограничения родительских прав и возврате ребенка родителям (п. 2 ст. 76 СК РФ). На охрану интересов детей направлены и правовые нормы, регулирующие лишение и ограничение родительских прав.
Читать дальше