В настоящие время общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты – важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру управления. Однако констатации этого факта еще недостаточно. Между менеджментом и менталитетом существует более глубокая сущностная взаимосвязь.
Существует ряд определений менталитета: менталитет – «совокупность исторически сложившихся психологических особенностей поведения нации»; «своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых обстоятельствах...»; «... определенное социально-психологическое состояние субъекта – нации, народности, народа, его граждан, – запечатлевшее в себе результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета».
В этих определениях речь идет не только о психологической, но и о социально-психологической природе менталитета. Человек не может быть свободным от общества, от самого себя, своей ментальности. При этом он всегда находится в определенной иерархической системе: или подчиняет и руководит, или подчиняется. Даже в одиночестве он руководит своими действиями, поступками, исходящими подсознательно из его ментальности. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету. Их соотношение, соответствие и противоречие выступает как содержание и форма, как сущность и явление.
Они находятся в неразрывной объективно обусловленной, постоянно повторяющейся взаимосвязи, которую можно квалифицировать как «закон соответствия менталитета и менеджмента». Соответствие между менеджментом и менталитетом – одна из основополагающих черт равновесия социальных систем, характеризуемых отсутствием социальных конфликтов. Противоречие в системе «менталитет-менеджмент» является одной из причин, обуславливающих зарождение и продолжительность социально-экономических кризисов. Яркий пример Россия, где переход к рынку и связанная с этим необходимость реформирования системы управления предполагает приведение ее в соответствие со спецификой российского менталитета.
Читать дальше
Управлением считается функция, выполняемая организованными системами любой природы и направленная на обеспечение сохранения, поддержания рабочего режима и реализацию программных целей, входящих в состав этих систем структур. В качестве объектов управленческой деятельности могут выступать люди, процессы или явления.
Субъектом может быть или коллективное формирование, или человек. Деятельность, направленная на организацию, регулирование разнообразных и многочисленных социальных процессов, называется социальным управлением. В качестве движущей силы при этом выступает власть. При помощи этого инструмента осуществляется формирование социума, регулирование взаимоотношений внутри его структуры. Сегодня социальная форма реализации власти представлена тремя разновидностями. Первой является общественное управление. Эта деятельность распространена в рамках разных объединений, которые формируются в соответствии с принципами самоуправления, с учетом уставов. Локально-правовое регулирование при этом дополняется регулированием административно-правовым. Последнее строго определено законом и связано с регистрацией объединений, а также с контролем над их работой. Приведение в жизнь (исполнение) законов и прочих нормативных и правовых актов является основным направлением исполнительно-распорядительной деятельности, которая являет собой регулирование государственное.
Муниципальное управление – это реализация на местах публичной власти, максимально приближенной к населению. При этом обеспечивается защита интересов, связанных с проживанием народа на одной определенной территории. Государственное управление – это процесс регулирования дел страны, осуществляемый имеющимися в ней органами с использованием всех ветвей власти (судебной, исполнительной и законодательной). Данное определение раскрывает понятие в широком смысле. В узком же государственное управление – это деятельность определенной группы органов (должностных лиц, субъектов), характеризующаяся как организующая, юридически властная и подзаконная. Сама она при этом являет собой практическое исполнение функций и задач страны в ходе руководства социально-культурной, административно-политической и экономической сферой. Государственное управление – это конкретный и самостоятельный вид деятельности. Он обладает собственной спецификой (как компетентной, так и функциональной), что отличает его от прочих форм реализации власти.
Читать дальше
Россия представляет собой централизованное государство. Централизованное государство – это такое государство, в котором система управления основывается на принципе подчинения всех местных органов самоуправления единому центральному, управляющему всей системой и координирующему ее. В этом государстве земли (территории, административные подразделения и т.п.) объединены политически общим законодательством и экономически единым рынком вокруг сильной центральной власти. При этом на стадии интенсивного объединения земель устанавливается неограниченная монархия в форме абсолютизма (самодержавия).
На Руси централизованное государство было создано в конце 15 века при Иване III. Его главным городом стала Москва. Завершение процессов централизации произошло при первых Романовых, закончившись в начале 18 века утверждением абсолютизма при Петре I. Такая политико-территориальная организация государства основывается на делении всех его территорий на провинции, округа, районы, обладающие сравнительно ограниченной самостоятельностью.
Государство имеет единое законодательство, общее гражданство, систему органов госвласти и управления, судебную и налоговую систему, бюджет и т.д. Централизованное государство существует в силу ряда объективных факторов. В первую очередь это национальное единство, являющееся обязательным условием становления такой формы объединения земель и населяющих их людей. Государство при этом отражает интересы всей нации как политической общности, а не отдельных региональных, социальных или этнических групп. Благодаря сильному центру происходит сплочение общества, которое было невозможно ранее из-за соперничества отдельных представителей знати, боровшихся за власть.
Читать дальше
1. Атаманчук.Г.В. Теория государственного управления. М.2010 г.
2. Глазунова Н.И. Система государственного управления. М.: 2012.
3. Государственное и муниципальное управление: Справочник. - М., 2007.
4. Государственное управление и самоуправление в России. М., 2011.
5. Государственное управление: основы теории и организации. /Под ред. В.А. Козбаненко. М.: 2010.
6. История государственного управления в России: Учебник для вузов/ Под ред. А.Н.Марковой. М., ЮНИТИ, 2009.
7. Кожурин Ф.Д. Процесс управления. - М., 2008.
8. Пикулькин А.В. Система государственного управления.. М.: 2000.
9. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления. РнД.: 2010.
Читать дальше