Благодаря своим мировоззренческим и методологическим функциям философия обладает большой практической ценностью. Однако последняя реализуется не прямо, а опосредованно. Непонимание этого нередко заставляет недостаточно компетентных людей отказывать философии в практической значимости, считать, что хотя философия - это красивые и даже интересные рассуждения, но практического значения они не имеют. В практической ценности частных наук никто почти не сомневается: она прозрачна. Если, например, врач создал новое эффективное лекарство или, скажем, экономист разработал более рентабельную форму производства, то практические результаты их открытий налицо. По-другому обстоит дело с философией. Её влияние на практику осуществляется через её воздействие на стиль мышления людей, на развитие науки, искусства и других сфер культуры, на принятие научно-организационных, административных, политических и экономических решений, а также через другие посредствующие звенья.
Как это ни парадоксально, практическое значение философии можно легко показать на негативных примерах, т. е. на примерах философских ошибок. Так, в начале XX в. австрийский физик и философ Э. Мах (1838-1916), занимавший в науке крупную административную должность, пришёл к выводу, что атомов нет и быть не может. На основе этой философской ошибки изучение атома в Австрии было заторможено. В 1948 г. в СССР академик Т. Д. Лысенко не без помощи Сталина объявил генетику «буржуазной лженаукой». Это была философская ошибка Лысенко, не понимавшего взаимоотношений между биологической, физической и химической формами движения материи и считавшего, что молекулярные процессы в организме изучать не надо. Указанная ошибка наряду с отсутствием в стране свободы и демократии послужила основой целого ряда негативных последствий: запрета генетики, репрессий в отношении учёных, остановки исследований в области научной селекции, огромного ущерба для сельского хозяйства. (Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2010, С.246)
Читать дальше
Подобно своему учителю Ксенофану, Парменид не Доверял ощущениям. Они дают не знание (истину), а лишь мнение, которое может быть ложным. Следовательно, мнение есть высказывание о том, что только кажется, но в действительности не существует. Парменид назвал это «небытием» (несуществующее).
Истинное знание, в отличие от ощущений, дает мышление. Оно приводит к знанию, адекватному тому, что существует в действительности, «бытию», по терминологии Парменида. Исходя из этого, он говорил о тождестве мышления и бытия. Оно означает следующее: то, что существует, мыслимо, и то, что можно помыслить, существует. А таково — бытие, значит, только бытие существует. Небытие же нельзя мыслить, следовательно, оно не существует. Говоря словами самого Парменида, «есть бытие, а небытия вовсе нету».
В литературе этот тезис рассматривается в качестве онтологической формулировки логическим законом тождества («бытие есть») и противоречия («небытии нет»). Как пишет Р. Шерер, если следовать Пармениду, то невозможно никакое суждение, кроме суждения идентичности: А есть А.
Что же представляет собой бытие, т. е. истинный мир Парменида? С внешней стороны по форме оно — «прекруглый Шар», поверхность которого образует пределы, границы мира. С внутренней — нечто единое, т. е. непрерывное (сплошное), однородное (совершенно не структурированное), «подобное глыбе». Это означает, что бытие повсюду равно себе, равномерно распределено по всему объему вселенского шара. Наконец, бытие неподвижно и неизменно. Оно не рождается и не гибнет, всегда в настоящем (вечно), не движется, покоясь в себе, пребывает на одном месте. Могучая Ананкэ не позволяет бытию выйти за его пределы, «держит в оковах границ». Поэтому Парменид считает лишь «именем» возникновение, гибель и перемещение. (Современная философия. Словарь и хрестоматия. Ростов- на- Дону, 2009. С. 84)
Читать дальше
Идеальное – философская категория, обозначающая характерные свойства эйдосов, идей, идеалов и идолов (образов предметов). Важнейшими свойствами являются: непротяженность и невещественность. Объяснение природы образа определяется мировоззренческой позицией философа (из-за различия позиций общезначимое понятие идеального пока не сформировалось). В пространственно-временном отношении идеальное понимается либо как причастность образа к вечному, свободному, потустороннему и непротяженному миру; (объективный способ бытия); либо, напротив, как непротяженное инобытие отражаемого в отражающем (в голове) в виртуальной форме (субъективный способ).
Материя – центральное понятие материализма. Это понятие определялось античными философами как всеобщий субстрат (первовещество, строительное сырье), затем в новое время материя представлялась в ее энергетическом аспекте (как субстанция, сущность, средоточие всех сил и динамичных характеристик), а в XX в. акцент переместился на информационный (гносеологический аспект материи как объективной реальности). Материальное отличается от идеального тем, что материальное отражается органами чувств или приборами, а идеальное не отражается.
Раздвоение человеческой деятельности на идеальную и материальную создает двоякое человеческое отношение к миру, две неразрывные стороны диалектического единства идеальных и материальных человеческих отношений к миру как существенной особенности именно человеческого отношения к миру. Между двумя сторонами человеческого отношения к миру, идеальными и материальными, существует в действительности диалектическое единство, предполагающее и противоречия. Это противоречив в качестве всеобщей исторической закономерности постоянно проявляется не только в деятельности сознания, но и в практическом процессе развития людей, в истории людей. Ф.Энгельс пишет об этом: “Каков бы ни был ход истории, люди делают ее так: каждый преследует свои собственные, сознательно поставленные цели, а общий итог этого множества действующих по различным, направлениям стремлений и их разнообразных воздействий на внешний мир - это именно и есть история”.
Читать дальше
Проблема человека, его сущности и места в бытии с необходимостью является одной из важнейших проблем философии. Будучи формой мировоззрения, философия не может не характеризовать положение человека в универсуме. Поэтому проблема человека так или иначе заложена во всех содержательных формулировках основного вопроса философии. И.Кант в принципе поставил вопрос «Что такое человек?» во главу угла, Ф.Энгельс, говоря об отношении мышления к бытию, понимал мышление как ключевую способность человека, М.Хайдеггер, вопрошая о смысле бытия, вопрошал о смысле бытия именно для человека.
Существующие подходы к определению сущности человека можно классифицировать следующим образом:
I. Объективистские. Общим местом объективистских концепций является стремление выделить существенные признаки человека как родового существа. Упрощённо их сущность можно выразить так: «Сущность человека предшествует его существованию».
Природно-объективная концепция рассматривает человека в первую очередь как биологический вид, морфологические особенности которого задают необходимость возникновения культуры и общества. Примером может служить биологическая антропология А.Гелена и Х.Плеснера.
II. Субъективистские концепции получили наибольшее распространение в ХХ веке, хотя первопроходцами в этом направлении были еще софисты. Здесь на первое место выходит проблема индивидуализированного человеческого бытия. Сущность субъективистских концепций хорошо выразил Ж.-П.Сартр: «Существование (человека) предшествует (его) сущности».
Читать дальше
1. Пестова, Г. А. Философия: Учеб.-методич. пособие для студентов заоч. формы обучения и сокращ. сроков обучения всех спец. / Г. А. Пестова, И. В. Бабецкая; СЛИ. – Сыктывкар, 2004. – Ч. II. – 56 с.
2. Современная философия. Словарь и хрестоматия. Ростов- на- Дону, 2009.- 296 с.
3. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2010.— 688 с.
4. Философия: учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
5. Философия. Канке В.А. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2007. - 376 с.
Читать дальше