Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900) - немецкий философ, автор парадоксального учения, отвергающего основные принципы морали, религии, культуры и права.
Его называют самым спорным мыслителем в европейской философской школе.
Время Фридриха Ницше было непростое: канцлер Бисмарк жесткой рукой проводил процесс объединения Германии. Ломка столетиями накопленных стереотипов, норм, правил, привычных и приятных для немецкой души, возбуждала в жителях Германии яростное нежелание радикальных перемен. Однако Ницше, как никто, понял необходимость таких перемен и сказал во весь голос об этой необходимости.
Фридрих Ницше родился в 1844 году в клерикальной саксонской семье, в городе Реккен. Отец и дед Ницше – священники. Будущий философ с детства отличался исключительными способностями к искусству и науке. Он получил филологическое образование, и уже в возрасте двадцати пяти лет стал профессором филологии Базельского университета.
Книги Ницше представляют собой уникальный культурный феномен: они великолепно и увлекательно написаны, а их идеи потрясают своей новизной и парадоксальностью. В чем же причина столь подозрительного отношения к произведениям философа как со стороны критики, так и со стороны читающей публики? Именно идеи, сама философия Ницше принесла ему такую скандальную славу.
Читать дальше
Философия Ницше есть попытка обесценить и низвести до уровня ничтожного все прошлое и настоящее человечества. В философии Ницше с необычайной силой высказалась неудовлетворенность современного человечества его настоящим и мучительная тревога за будущее. В ницшеанстве выразился острый кризис европейской мысли и предчувствие опасности, грозящей человечеству в будущем.
Ницше отвергает универсальную мысль, идею как основу сущего. Вывод, который он делает из этого - ложность любого человеческого суждения. В философии Ницше открыто отрицается мораль и нравственность.
Рассуждения Ницше о Боге, его мысли по поводу окружающего мира, религии, метафизики, теории познания – все это сводится к одному: постижение человека, осмысление ценности. Ницше устраивает своего рода «суд над человеком» - это основная задача всей его философии.
Ницше говорит, что о нравственном долге, всеобщем и безусловном, можно говорить только в предположении объективной цели, лежащей в основе развития вселенной и человечества. Раз такой цели нет, какой может быть смысл в нравственности? За отсутствием у человечества безусловной цели нелепо говорить о долге, обращаться к людям с какими бы то ни было нравственными требованиями!
Читать дальше
Первое обоснование теории о «Сверхчеловеке» Ницше дает в книге «Человеческое, слишком человеческое».
В этой книге Ницше ищет пути к свободе, к освобождению от всех рамок и правил. Он приходит к выводу, что истинная свобода ума достигается только после того, как мыслитель прочувствует и испытает все «человеческое», а затем поднимется над ним, возвысится - и станет «сверхчеловеком».
Понятие «сверхчеловек», по-немецки Übermensch (юберменш) вводится Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра». Им философ обозначает некую личность, которая настолько же могущественнее и умнее современного человек, насколько человек умнее обезьяны.
Ницше утверждает, что следующим этапом эволюции является Сверхчеловек. Это воплощение, олицетворение «яростной жизненной силы», в котором сконцентрированы «витальные аффекты жизни». Сверхчеловек запредельно эгоцентричен и благословляет жизнь в самых экстремальных ее проявлениях. Это новый творец с могущественной волей, который властен направить историческое развитие по своему желанию.
Образ сверхчеловека у Ницше чрезвычайно напоминает образ Зверя в Апокалипсисе – и не случайно Ницше считал, что прототипами сверхчеловека были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Чезаре Борджиа и Наполеон, которых многие религиозные мыслители считали прототипами Антихриста.
Читать дальше
Итак, отбросив христианство, Ницше предложил свою собственную идеологию - нигилизм, переоценка ценностей, воля к власти, идея вечного возврата, идея сверхчеловека.
Что из этого в конечном счете получилось - всем известно.
Вроде бы философия - вполне себе мирное занятие, никакой опасности из себя не представляющее. На самом же деле - это страшная, во всех смыслах, бомба замедленного действия. Все, что измышляет кабинетный теоретик, в один «прекрасный» день может быть взято на вооружение энергичными фанатиками-практиками и безжалостно воплощено в жизнь. Самые ужасные и кровавые примеры таких воплощений - это практическое применение идей Ницше Гитлером в Германии и наш отечественный марксизм.
Читать дальше
1. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994
2. Марков, Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. — СПб.: Владимир Даль: Русский остров, 2005
3.Ницше Ф. Малое собрание сочинений. М.: Азбука-Аттикус, 2013
4. Румянцева Т. Г. Фридрих Ницше. М.: Книжный дом, 2008
Читать дальше