Важнейшая задача региональных органов власти заключается в осуществлении государственных социально-экономических реформ. За счет средств данных бюджетов происходит финансирование мероприятий по обслуживанию населения. Претворение в жизнь государственной программы в сфере социального развития нуждается в значительных материальных и финансовых ресурсах.
Региональные бюджеты являются одним из важнейших каналов, с помощью которого конечные результаты общественного производства доводятся до населения. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы.
Экономическая сущность региональных бюджетов заключается в их назначении. Региональный бюджет является формой аккумулирования и распределения фонда денежных средств, необходимых для финансового обеспечения задач и функций региона. На них возложены следующие функции: осуществление контроля над финансово-хозяйственной деятельностью учреждений, предприятий и организаций, подведомственных органам власти; формирование финансовых фондов, а также рациональное использование и распределение данных фондов между отраслями народного хозяйства.
Доходная часть региональных бюджетов формируется за счет закрепленных и регулирующих источников доходов. Термин закрепленные, или собственные, доходы означает, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Основная часть доходов закрепленных бюджетов формируется за счет налогов республик в составе РФ, налогов краев, областей, автономных округов, местных налогов. Следует отметить, что роль большинства их этих налогов несущественна.
Региональные органы власти весьма заинтересованы в закрепленных источниках доходов. Данный вид доходов дает возможность более широко проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения части платежей в бюджет, оказывать экономическое влияние на предприятия. Необходимость наделения средствами региональных бюджетов вызвана диспропорцией между растущими расходами бюджетов и недостаточным ростом объема закреплённых доходов. Эта разница покрывается главным образом за счет регулирующих источников доходов, то есть средств, которые поступили из вышестоящих бюджетов.
Читать дальше
Правительство РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете. Данный проект в течение трех дней направляется в Совет Федерации.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. Данный проект считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 15 августа текущего года.
Одновременно указанный законопроект предоставляется Президенту РФ.
В первом чтении проект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством РФ. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума может вернуть указанный законопроект Правительству РФ на доработку на срок до 10 дней.
Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Законопроект рассматривается в течение 15 дней со дня принятия его во втором чтении.
Государственная Дума рассматривает в четвертом чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении.
При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Федеральный закон должен быть принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года.
Принятый федеральный закон о федеральном бюджете в течение 5 дней со дня принятия передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится до 14 дней.
Читать дальше
1. Региональная экономика Учебник для вузов Всероссийский заочный финансово-экономический институт Ректор акад. А.Н. Романов Председатель Научно-методического совета проф. Д.М. Дайитбегов, ЮНИТИ, 1998
2. Т.А. Фролова Финансы и кредит Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011
3. Сайт www.financy.biz
4. Государственное и муниципальное управление – Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Учебное пособие
5. Сайт www.rzn.info
6. Финансы и кредит Балихина Н.В., Косов М.Е. Изд-во 2013 г.
Читать дальше