Под психологической защитой понимают неосознаваемый психический механизм, который направлен на снижение отрицательных переживаний человека, регулирование его поведения, повышение приспособляемости человека и который способствует уравновешиванию психики. При этом, в ряде случаев психологическая защита может препятствовать личностному развитию человека.
Формирование большей части защитных механизмов начинается в период раннего детства. Именно этот механизм позволяет ребенку спрятаться от внешних трудностей и опасностей.
Значение изучения проблемы формирования психологических защит определяется современными условиями социально-экономических, культурных, политических отношений существующих в современном обществе. Эти отношения оказывают существенное влияние на личность и процесс ее социализации.
Изменения, которые происходят в семье и обществе, приводят к значительному увеличению уровня дискомфорта, внутренней напряженности у подростков.
Психологические защиты является одной из наиболее значимых форм адаптационных процессов реагирования индивидов на стрессовые ситуации. Ослабление психического дискомфорта осуществляется в рамках неосознанной деятельности психики на основе механизма психологических защит.
Читать дальше
По мере своего развития ребенок проходит различные возрастные периоды, и каждый возрастной период характеризуется специфическими, присущими только ему особенностями.
Подростковый возраст является переходным периодом, который отделяет детский возраст от взрослого. В настоящее время нет точных границ, которые бы определяли начало и окончание подросткового периода. Этот период является индивидуальным для каждого отдельного подростка.
В целом, границами подросткового возраста принято считать возрастной период, начиная с 11-12 лет и до 15-16 лет. Но, по сути, подростковый период определяется наличием анатомо-физиологические изменений происходящих в организме ребенка.
Важным этапом, характеризующим подростковый возраст, является процесс полового созревания. Его показатели и определяют границы подросткового периода.
Половое созревание подростка начинается с постепенного усиления секреции половых гормонов. Начинается этот процесс в возрасте 7 лет и значительно усиливается в подростковый период.
Процесс полового созревания сопровождается быстрым увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Исходя из этого, Личко А.Е. выделил следующие периоды подросткового возраста:
• младший подростковый возраст 12-13 лет;
• средний подростковый возраст - 14-15 лет;
• старший подростковый возраст - 16-17 лет [9].
Из всех возрастных периодов, именно подростковый период является наиболее сложным. Свое название переходный возраст получил, поскольку
Читать дальше
Подростковый возраст связан с процессом перестройки психических процессов, деятельности личности школьника. Этот возраст называют переходным, потому что, именно в этот возрастной период, происходит своеобразный переход ребенка от детского к взрослому состоянию.
У подростка происходит формирование собственной позицией. Подросток считает себя взрослым и соответственно относится к себе как к взрослому. Соответственно он ожидает такого отношения к себе со стороны окружающих. При этом, несмотря на то, что он требует больших прав, он не желает брать на себя ответственность за что-либо.
Для подросткового возраста характерно активное развитие сферы чувств. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей, открывающихся перспектив формируют у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. В то же время, в подростковом возрасте личность ребенка еще находится в стадии формирования, поэтому данный период является наиболее сложным в жизни ребенка. Для адаптации человека в условиях стресса большое значение имеют психологические защиты.
Под психологической защитой понимают форму эмоционально-информационных взаимодействий человека с окружающим миром и другими людьми, которая дает возможность сохранять неизменной свою самооценку и душевное спокойствие
Читать дальше
1. Божович, Л.И. Психологические особенности развития личности подростка /Л.И. Божович. - М.:Просвещение, 1990.-127 с.
2. Киршбаум Э.И. Психологическая защита. - М., 2000. - 181 с.
3. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина.-М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 455 с.
4. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей /И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.:Питер, 2000. – 600 с.
5. Фрейд А. Эго и защитные механизмы. – М. : Эксмо, 2003. – 256 с.
6. Харламенкова Н.Е. Психология личности http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html
Читать дальше