1. Научный стиль речи, подстиль научно-учебный, жанр текста – рассуждение, статья.
2. Цель - определить основные черты общерусского слова, показать его функционирование в системе языка
3. Речевая ситуация является искусственной, так как она создана для обучения. Между адресантом и адресатом создана пассивная обратная связь, так как нет прямого адресата, на которого направлен текст. Это сообщение (в виде рассуждения) составлено интересно, автор помогает понять смысл текста, раскрывая его конкретными примерами, а также сохраняя свою целевую функцию.
4. Формы речи:
-монолог
- письменная речь
5. Стилевые черты: нормированная лексика, логичность повествования, последовательность и ясность, упорядоченная система связи между частями высказывания, стремление автора к точности, сжатости, однозначности.
6. Лексико-фразеологические и словообразовательные особенности.
Использованы в большом количестве лингвистические термины: «синхронность», «общерусское слово», «функционирование», «подсистема», «реалии», «словарный фонд», «словообразовательные гнезда», «словообразовательная база», «диалект», «континуум» и многие другие.
Также присутствует книжная лексика: «предмет», «речь», «предложение», «текст», «смысл», «кардинально».
Встречаются отглагольные существительные: «понимание», «функционирование», «сохранность», «употребление», «обозначение».
Также есть элемент разговорного стиля речи: «мимоходом» ( в значении: между прочим, вскользь).
Общеязыковые фразеологизмы понятийного характера: «оставлять без внимания», «закреплять слово за предметом», «спаяны общей основной».
7. Грамматические особенности:
а) употребление безличных предложений: «В настоящее время не разработана проблема общерусского слова», «Если такие наи¬более широко распространенные и часто употребительные слова оставлять без особого внимания, то нечего и думать о действительной характеристике данной лексики, о выявле¬нии ее существенных особенностей»;
б) предложения с однородными членами и обобщающими словами при них: «Известный советский лингвист А. И. Смирницкий, рас¬сматривая вопросы лексической системы языка на синхрон¬ном уровне, точно заметил, что «лексиколог подробно оста¬навливается на архаизмах, выискивает различные окамене¬лости, рассказывает о поразительных сдвигах значения от¬дельных слов» (использование глаголов при одном подлежащем: останавливается, выискивает, рассказывает);
в) разные типы сложных предложений с причастными и деепричастными оборотами: «Общерусские слова, составляющие основу словаря лите¬ратурного языка, любого территориального и социального диалекта, просторечия, являются лексикой активного упот¬ребления, отличаются «относительно высокой текстовой или денотативной частотностью».
Все предложения повествовательные.