Бухгалтерская отчетность как наука имеет свой предмет и метод. Раскрытие и определение предмета и метода бухгалтерского учета позволяет установить его содержание.
Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность предприятия с точки зрения системы учета ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.
Составными частями предмета являются многочисленные и разнообразные объекты, которые можно свести в две группы:
1.объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия, имущество организации, хозяйственные средства, функционирующий капитал, обязательства организации, источники формирования ее имущества;
2.объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия:
-хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников их формирования.
Хозяйственные средства любого предприятия можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны состав имущества, из каких видов состоят средства (активный капитал), с другой – за счет каких источников это имущество приобреталось и сформировалось (пассивный капитал).
Метод бухгалтерского учета - это способ познания и отражения предмета бухгалтерского учета.
Задачи бухгалтерского учета решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность этих приемов и называется методом бухгалтерского учета.
Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
Читать дальше
Официальное определение счета в бухгалтерском учете следующее: это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.
Это определение довольно сложное для понимания. Если говорить простыми словами, то бухгалтерские счета — это таблицы, которые состоят из двух столбцов, левый называется дебет, правый — кредит. В этой таблице отражаются все текущие хозяйственные операции предприятия за месяц. Левая сторона бухгалтерских счетов предназначена для отражения поступлений на предприятие, правая сторона — для учета выбытия. Учет ведется в денежном выражении.
Каждый день у предприятия осуществляется множество хозяйственных операций различного характера: поступление и выбытие основных средств, денежных средств, материальных ценностей, выплата заработной платы и т. д. Все эти хозяйственные операции группируются по однородным признакам, для каждой такой группы существует свой счет. Всего в бухгалтерском учете существует 99 счетов, от 01 до 99, все они отражены в специальной книге, называемой «План счетов». Примеры счетов — 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 01 «Основные средства» и так далее. Предприятие обычно не использует все 99 счетов, а выбирает для себя те, которые необходимы для рационального ведения своей деятельности. Кроме этого в Плане счетов предусмотрены также 11 забалансовых счета, что это за счета можно прочитать в этой статье.
Для закрепления понятия рассмотрим, как ведется учет хозяйственной деятельности предприятия с помощью счета бухгалтерского учета. Как писалось ранее, бухгалтерский счет — это табличка, состоящая из двух столбцов, дебет и кредит. В начале каждого месяца счет открывается заново, в начало счета переносится конечный остаток (сальдо) из предыдущего месяца, если конечное сальдо было дебетовое — то соответственно заносится в дебет, если кредитовое — то в кредит. Затем в течении месяца в счете отражаются все текущие хозяйственные операции.
Читать дальше