Мусульманское право играет важную роль в мировой правовой культуре. В настоящее время она выступает в качестве самостоятельной правовой системы.
Мусульманская правовая система сформировалась в VII–X веках. Данная правовая система базируется на религиозной основе. С точки зрения ислама право пришло к людям от Аллаха. Именно он открыл право людям через своего пророка Мухаммеда. Поэтому, человек не вправе изменять право данное Аллахом и создавать свои правовые нормы под влиянием изменяющихся социальных отношений.
Но это право нуждается в правильном толковании, поэтому на протяжении многих веков изучением и толкованием права занимались мусульманские юристы-факихи. В связи с тем, что мусульманское право является отражением божественной воли Аллаха, то его специфической особенностью является то, что оно охватывает все сферы общественной жизни [1].
Существующая система мусульманского права основана на нормах Корана и носит название шариат.
Но появление иджмы и кияса существенное влияние оказали следующие причины:
Коран не является полным сводом юридических норм, в то время как Сунна, напротив, состоит из большого количества казуистических положений, причем, эти положения зачастую противоречат друг другу. Это привело к тому, что многие простые мусульмане, а порой и сами судьи не могли самостоятельно разобраться в этих положениях.
Коран и Сунна не содержат необходимых положений, которые бы в полной мере отражали сложившиеся новые отношения, в то время, как господствующие слои общества были в этом заинтересованы.
Мусульманское право было сформировано учеными-богословами. В результате этого, оно представляет собой яркий пример «права юристов». В качестве законодателя выступает юридическая наука, а не государство. Поэтому мнение специалиста имеет нормативно-обязательное значение. Когда суд рассматривает какое-либо дело, то его решение основывается на мнении правоведа, авторитет которого является общепризнанным, а не на нормах Корана или положениях Сунны.
Читать дальше