1.Законы конкурентной борьбы
Под конкуренцией понимается соперничество предприятий, выпускающих одинаковую продукцию, с целью привлечения потребителей именно к своей марке. Конкуренция является одной из важнейших концепций рыночной экономики, обосновывающей закономерности капиталистического способа производства. Цель конкуренции — обеспечить условия для получения максимальной прибыли и достижения экономической эффективности производства.
Закон перемены труда непосредственно связан с законом разделения труда и является «всеобщим законом общественного производства». Этот закон возник в ходе Промышленной революции XVI11-XIX вв., когда усилилась зависимость вида труда от технического прогресса и его внедрения во все виды производства.
Мировой рынок труда в условиях глобализации порождает необходимость во все возрастающей миграции трудовых ресурсов, адаптации работников к запросам национальных рынков трудовых ресурсов, нуждам работодателей и потребителей. Эти процессы порождают новое явление - флексибилизацию - повышение гибкости работодателей в использовании рабочей силы.
Законы спроса и предложении - фундаментальные экономические законы рыночной экономики. Они отражают действие двух рыночных сил — спроса и предложения. Результатом их взаимодействия является «соглашение сторон о купле-продаже товара и/или услуги в определенном количестве и по определенной цене».
2.Этапы конкурентной борьбы
Одно из основных положений теории конфликта гласит, что в его развитии и планировании необходимо выделять две фазы: подготовительную и основную. Подготовительная фаза — пассивная, ресурсно-информационная. На этом этапе решаются две укрупненные специфические задачи: добывание и получение достоверной информации о ситуации на рынке для последующей выработки рационального решения на действия; формирование искаженного представления об обстановке у конкурента с целью приведения его к варианту действий, ведущему к поражению на рынке.
Действительно, характерной особенностью современного этапа конкурентной борьбы является повышение участия в производстве многих принципиально новых изделий небольших специализированных фирм, разработавших и монополизировавших выпуск отдельных видов товаров. Эти компании нередко впоследствии вырастают в крупные монополии («Контрол дэйта корп.», «Тексас инструменте», «Поляроид», «Сони», «Эмдал»).
Тем временем сегодня стали известны новые детали, касающиеся заинтересованности Пентагона в космической станции. «Спейс бизнес ньюс». специальный бюллетень, издаваемый в Арлингтоне (штат Вирджиния), сообщил, что армия США изучает планы использования станции в качестве исходного прототипа базы для управления боевыми операциями с орбиты. Целью будет разведка и наведение, говорится в этом бюллетене.
3.Функции и роли конкуренции
Конкуренция в рыночной экономике выполняет функции обеспечения безопасности, регулирования, мотивации, а также распределения и контроля.
Функция обеспечения безопасности предпринимателей
При большом числе конкурентов всех уничтожить просто невозможно. Напротив, следствием монополизма на рынке является криминализация экономики, когда борьба за доход ведется с помощью винтовки.
Функция регулирования заключается в том, что основные производственные ресурсы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность, и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью. Связано это с необходимостью для предпринимателя выпускать те товары (оказывать услуги или выполнять работы), в которых нуждается потребитель. Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функцию мотивации конкуренция выполняет путем стимулирования предпринимателей предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию, снижать издержки производства. Прибыль возникает лишь при соблюдении этих требований. В противном случае хозяйствующий субъект терпит убытки и вытесняется с рынка более удачливыми конкурентами.
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля позволяет конкуренции ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет потребителю возможность выбора. Конкурентный механизм не дает какому-либо предпринимателю безраздельно господствовать на рынке и диктовать потребителю свою волю.
Читать дальше