Экономический рост - одна из наиглавнейших характеристик любого государства, цель, к которой стремятся современные общества. Экономическим ростом называют увеличение (количественное и качественное) продукции на душу населения. Некоторые словари рассматривают это понятие как тенденцию увеличения выпуска на отдельно взятую душу населения. Экономический рост и его типы - понятие прогрессивное, однако, у этого термина есть позитивные и негативные характеристики [2, с. 85].
Позитивными сторонами являются:
• Рост обеспеченности общества за счет неуклонного увеличения производства.
• На фоне этого - рост международного имиджа страны в экономическом плане.
• Увеличение числа занятого населения и, как следствие, рост материальной обеспеченности занятой части населения.
• Применение новейших технологий, положительные изменения технологии производства, качественное изменение условий труда.
Отрицательные стороны:
• Ухудшение экологической обстановки, отрицательное воздействие на среду обитания, истощение ресурсов.
• Перенаселенность, особенно крупных городов с развитой производственной инфраструктурой.
• Рост интенсивности труда [5, с. 36] .
• Необходимость в постоянном повышении квалификации кадров. Экономический рост и его типы - понятие неоднозначное. Официально выделяют интенсивный и экстенсивный экономический рост. Экстенсивный тип характеризуется наращиванием количественной мощи всех факторов производства. Это и постройка новых заводов, наем большего количества рабочих, увеличение числа станков, автомобилей и пр. оборудования, необходимого для производства продукции. Интенсивные виды экономического роста - это рациональное использование уже имеющихся факторов производства [3, с. 61].
Читать дальше
Государственные предприятия имеют следующие преимущества (особенно по сравнению с мелкими предприятиями):
• они имеют наибольшую устойчивость хозяйствования (благодаря поддержке государства);
• предвидят перспективы хозяйствования при работе по государственному плану;
• получают государственные заказы и материальные средства для непрерывного технического прогресса.
Недостатки государственных предприятий выражаются в следующем:
• государство сковывает самостоятельность и инициативу работников (при управлении сверху);
• здесь ограничена свобода выбора хозяйственных решений;
• является недостаточной материальная заинтересованность работников (из-за плановых ограничений заработков);
• проявляется неспособность быстро откликаться на рыночный спрос (из-за жесткого плана) [5, с. 38].
Напрашивается, естественно, не вполне ясный вопрос: насколько экономически оправдано существование отдельных секторов в реально действующей национальной экономике?
Думается, не требуется дополнительных доказательств для следующих выводов:
1. Для осуществления главной цели общества — развития производства ради удовлетворения растущих потребностей нельзя (ошибочно) ликвидировать какие-то сектора макроэкономики.
2. Надо добиваться оптимального (наилучшего) сочетания всех трех секторов национального хозяйства.
Читать дальше
В России длительность финансового года установлена в двенадцать месяцев (с первого января по тридцать первое декабря). Таким образом, необходимость в принятии бюджетных актов появляется с периодичностью один раз в год, в связи с чем возникло понятие бюджетного процесса. В России это явление представляет собой регламентируемую законом деятельность, которая осуществляется органами местной и государственной власти по формированию, рассмотрению, утверждению, а также реализации доходных и расходных статей соответствующих уровней.
Бюджетный процесс в РФ включает в себя процедуру регулирования. В ее рамках осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между расходно-доходными системами разных уровней. Специалисты выделяют определенные этапы бюджетного процесса. К ним относят: Формирование бюджета. Рассмотрение, утверждение. Реализацию статей, контроль над исполнением. Формирование и утверждение отчетности по исполнению. Бюджетная система РФ включает бюджеты разных уровней. К ее ведению относят федеральную систему доходных и расходных статей и формирование общих принципов [3, с. 39].
Бюджетный процесс в РФ основывается на этих принципах. Детально регулирование процедуры осуществляется законодательством субъектов и уставами муниципальных формирований. Бюджетный процесс в РФ начинается с составления доходно-расходных статей. Эту процедуру осуществляют исполнительные органы или органы администрации в муниципальном образовании. Процедура проводится на основании прогноза и в соответствии с программами по социально-экономическому развитию соответствующей территории.
Программы и прогноз позволяют определить предполагаемый уровень доходов, а также основные направления, в соответствии с которыми осуществляется расходование средств. В Российской Федерации Правительством организуется работа по доведению до исполнительных и представительных органов инструктивного письма. В нем указаны особенности составления расчетов бюджетных проектов на предстоящий финансовый год.
Читать дальше
1) Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. – Модернизация государственного управления экономикой // Журнал «Экономист». 2008. №2. C. 3-14
2) Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2011.
3) Кушлин В. – Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Журнал «Экономист». 2012. №11. С. 3-11
4) Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. – Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования//Журнал «Экономист».2010.№1.С.46-55
5) Экономическая теория: Учебник. – Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2012.
6) Холодов Л. Г. “Вопросы государственного регулирования экономики” . 2012 г. Изд. “Экономика”.
7) Шенаев, Кузнецов “Западная Европа, парадоксы регулирования экономики” . 2011 г. Изд. “Экономика”.
8)“Государственное регулирование кредитно-бюджетной сферы в промышленно развитых странах”, научно-аналитический обзор. 2009 г.
9) Джеффи Сакс “Рыночная экономика и Россия” . 2011 г. Изд. “Экономика”.
10) Журавлева Г. П. “Общая экономическая теория” . 2010 г. Изд. “РЭА им. Плеханова”.
11) Лившиц А. Я. “Введение в рыночную экономику” 2011 г.
Читать дальше