Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Ничего удивительного в таком взгляде нет, потому что он сам по себе бесспорен, очевиден. А вот если доказывать, что разбираешься в вопросах рационального питания, психорегуляции, закаливания... - тут уже можно встретить не только соратников, но и оппонентов.
Во-вторых, трудности в объективной характеристике здорового образа жизни обусловлены тем обстоятельством, что до настоящего времени, как это не прискорбно, не существует научно обоснованных рекомендации в отношении почти любого компонента, формирующего жизнедеятельность. Именно поэтому человек оказывается заложником доминирующих в настоящее время представлении, навязчивом рекламы, некомпетентных людей.
Прогрессивность человечества, в конечном счете, все-таки всегда предопределялась его способностью к самосовершенствованию, к наиболее полному развитию самого человека, к ведению им (человечеством) нормального и единственно разумного ЗОЖ.
«Здоровый образ жизни – мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально -профессиональных функций».
Читать дальше
В наше сложное время – время экономических и социальных реформ, изменились жизненные ценности. Сегодня, к сожалению, многие из нас перестали заботиться о своем здоровье, осталось в прошлом понятие «здоровый образ жизни». Многие из нас утратили «культуру» здорового образа жизни, питания. Взрослое население зачастую ведет малоподвижный образ жизни. В результате – избыточная масса тела или ожирение, с которой многие из нас долгое время бесполезно борются.
Необходимо также помнить, что спорт – это основа здоровья нации. Спорт может и должен решать определенные социальные задачи. Спорт способен укрепить семью, если взрослые вместе с детьми будут проводить свободное время на спортивной площадке. И это тоже – основа крепкого государства.
Искусство вести здоровый образ жизни доступно каждому, нужно только иметь огромное желание и силу воли, нужно преодолевать свои слабости и свою лень. Вредные привычки легче предотвратить, чем потом от них избавляться.
Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и здоровье семьи, в первую очередь, зависят от него самого. Необходима, прежде всего, личная ответственность каждого за свое здоровье.
Ошибаются те люди, которые ставят знак равенства между такими понятиями, как спорт и физкультура.
Конечно, занятия спортом приносят тебе популярность, славу, поднимают твою значимость в глазах родных и близких. Но вот вопрос: а можно ли сказать, что ты поддерживаешь своё здоровье, занимаясь спортом?
Ответ однозначен – нет. Огромные перегрузки на мышцы, постоянное нервное напряжение из-за стремления к рекордам, нарушение нормальной работы внутренних органов, появление профессиональных заболеваний, раннее старение, потеря зрения из-за истощения нервной системы - никак нельзя назвать здоровым образом жизни.
Читать дальше
Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни и зависит от множества факторов. В современной литературе под здоровым образом жизни понимается оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, закаливание, отсутствие пагубных привычек, положительное восприятие жизни. Особую актуальность эти факторы приобретают в подростковой и молодёжной среде - потенциально наиболее активной части нашего общества. От того, насколько здорова молодёжь, зависит и наше будущее.
В последние годы наблюдается отчётливый рост распространения в среде данной категории граждан асоциальных явлений: табакокурения, алкоголизма (в том числе, и пивного), наркомании.
Как никогда, сегодня наше общество нуждается в работе по спасению детей и юношества от пагубного влияния вредных привычек. Найти выход из создавшейся ситуации пытаются правоохранительные органы, медицинские, образовательные, общественные и другие организации. К сожалению, практически вся система мероприятий по борьбе с асоциальными явлениями направлена на лиц с ярко выраженными признаками алкоголизма и наркомании. Гораздо важнее профилактическая воспитательная работа. Болезнь легче предупредить, чем лечить. При этом профилактика необходима не только социальная, но и информационная. Многих бед молодые люди могут избежать, если у них будет сформирована стойкая психологическая установка на здоровый, а не саморазрушающий образ жизни.
Необходимо усилить образовательную направленность физической культуры с целью информирования студентов о ЗОЖ; использовать разнообразные формы и методы, способствующие приобщению студентов к ЗОЖ и совершенствованию организационно-педагогической деятельности преподавателя. Учебный материал о ЗОЖ может быть представлен посредством взаимодействия педагога и студента и осуществляться в виде специализированного курса лекций, лекций-бесед, диспутов, встреч, посвященных основам здорового образа жизни. В теоретической части спецкурса дать определения основных понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «составляющие здорового образа жизни», значение для здоровья занятий физической культурой, понимание их содержания и осознание значимости здоровья и ЗОЖ в жизни человека.
Читать дальше
Ни для кого не секрет, что в молодежной среде недостаточное внимание уделяется проблемам собственного здоровья, так как зачастую, просто не хватает времени на то, чтобы вплотную заняться оздоровлением своего организма. В вузах сосредоточено огромное количество молодежи, будущего поколения, интеллигенции, поэтому в рамках данных учреждений и следует проводить пропаганду здорового образа жизни (ЗОЖ).
Все меры по предотвращению распространения различного рода зависимостей, а также по укреплению в сознании молодёжной среды мотиваций, направленных на укрепление здоровья оказываются малоэффективными, так как не затрагивается особо значимая сфера их интересов и жизни, то есть все основные усилия прилагаются в направлении, имеющем мало общего с молодёжной субкультурой. Например, социальная реклама (информационные листовки, буклеты), не оказывает нужного воздействия на молодежную аудиторию, оставляя её равнодушной к здоровому образу жизни.
Современные исследования, которые ведутся отечественными социологами, в основном сосредоточены на проблеме влияния социальных трансформаций на возникновение моды и ее институционализацию.
В соответствии с подходами многих ученых к изучению образа жизни основным его индикатором выбирается здоровье. В связи с этим изучение влияния моды на здоровый образ жизни является значительным моментом при выявлении особенностей функционирования моды в качестве регулятора жизнедеятельности.
Будучи на сегодняшний день недостаточно изученной областью, исследование влияния фактора моды на здоровый образ жизни может способствовать поиску средств корректировки поведения людей в контексте здорового образа жизни. Важнейшим аспектом проблемы является понимание процесса развития здорового образа жизни в качестве двустороннего – через устранение факторов риска и оптимизацию факторов конструктивности. В связи с этим, актуальность научных исследований в этой области объясняется тем, что выявление фактора моды, как всепроникающего явления, позволяет комплексно воздействовать на все составляющие процесса развития здорового образа жизни.
Читать дальше
Приоритетом современной государственной политики России является охрана и защита семьи и семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства, сохранение и приумножение здоровья детей, подростков обеспечение их гармоничного развития, продвижение в регионах здоровье сберегающих технологий.
Работа по формированию ЗОЖ у молодежи является одним из важнейших направлений общепедагогического процесса. Все большее распространение в молодежной среде таких поведенческих факторов риска, как курение, употребления алкоголя и других психоактивных веществ вызывает обоснованную тревогу, а также необходимость разработки и внедрения эффективных профилактических программ. Этому могут поспособствовать социологические исследования, направленные на вскрытие истинных причин распространения аддитивного поведения в молодежной среде.
Одним из социокультурных факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни, является досуг. Согласно результатам исследований [3], по рангу значимости дети предпочитают деятельность, связанную с общением со сверстниками, занятиями подвижными видами спорта, нахождением на природе. Структура и содержание досуговой активности учащихся может быть оптимизирована путем использования потенциала многопрофильных общественных клубов, предлагающих детям и родителям разнонаправленную деятельность по интересам. При этом клубы ЗОЖ могут стать той профилактической субкультурой, социокультурной средой формирования ценностей здоровья без значительных финансовых затрат. При этом роль социологических исследований будет заключаться в выявлении наиболее предпочтительных форм досуга для молодежи и подростков различных возрастных и социальных категорий.
Читать дальше
1. Аширова С.В. Ксенобиотическая разгрузка, улучшение состава крови и функционального состояния детей направленными физическими нагрузками //Адаптивная физическая культура. 2010. №3(43). С. 29-31.
2. Булатова М. М. Европейский опыт: уроки и приоритеты / М. М. Булатова // Спортивная медицина. – 2007. – № 1. – С. 3–10.
3. Быховская И. М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) / И. М. Быховская // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет. – Ежегодник, 2002.
4. Герчак Я. М. Формирование готовности к здоровье сбережению студентов высшего профессиональ¬ного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : спец. 13.00.04 / Я. М. Герчак. – М., 2007. – 24 с.
5. Глотов Н.К., Игнатьев А.С., Лотоненко А.В. Философско-культурологический анализ физической культуры //Теория и практика физической культуры. 1996. №1. С. 16.
6. Ефимова И.В. Будыка Е.В., Проходовская Р.Ф. Психофизиологические основы здоровья студентов. Иркутск. 2003. 180 с.
7. Ильенков Э.В. Философия и культура. М. ФиС. 1991. С. 89.
8. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО. 2009. 347 с.
9. Кизько, А.П., Цимбалюк В.А., Колокольников А.В. Современное состояние здоровья и работоспособности студентов НГТУ /Организация методик учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Мат VI Межуниверситетской научно-методической конференции. Ростов-на-Дону. 2000. С. 108-109.
10. Красноперова, Н. А. Педагогическое обеспечение формирования ЗОЖ студента / Н. А. Красноперова // Теория и практика физической культуры. – 2005. – № 6. – С. 16-19
11. Марчук, С. А. Некоторые аспекты здоровьесбережения студенческой молодежи / С. А. Марчук // Теория и практика физической культуры. – 2005. – №6. – С. 13-15
12. Медведков В.Д. Здоровье детей, проживающих на экологически неблагоприятных территориях //Педагогико-психологические проблемы ФКиС: электронный журнал 2010. №2 (Вып. 15). С. 68-72.
13. Орехов Л.И., Кульназаров А.К., Сорокин В.А., Караваева Е.Л. Основы здорового образа жизни. – Алматы, Атамура, 2004.
14. Паначев, В. Д. Исследование факторов ЗОЖ студентов / В. Д. Паначев // Социологические исследования. – 2004. – №11. – С. 98–99.
Читать дальше