В настоящее время учителям начальных классов общеобразовательных школ часто приходится сталкиваться с нарушениями письменной речи у детей. Ребята пропускают и путают буквы, добавляют ненужные буквы в слове, пишут их в зеркальном отражении. Очень часто учителя считают причиной таких ошибок невнимательность учеников или их лень, относят эти ошибки к орфографическим и пунктуационным. А между тем, это признаки очень серьезного нарушения, которое необходимо долго корректировать, и если вовремя не начать коррекционную работу, то письменная речь ребенка со временем будет только ухудшаться.
Существуют различные определения термина «дисграфия» в современной литературе. Р.И. Лалаевой (1997) дисграфия определяется так – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
В логопедическом аспекте, дисграфия рассматривается, в первую очередь, как специфическое нарушение языковых способностей, которое требует специальных методов коррекции. В логопедической теории причины дисграфии у детей связывают с недостаточностью высших психических функций (речевых и зрительно-пространственных), которые обеспечивают процесс письма, а механизм расстройства – с недостаточностью каких-либо операций письма, в основном лингвистических.
В настоящее время одна из действующих классификаций – классификация на основе лингвистического подхода, которая была разработана Р.И. Лалаевой и сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. Герцена г. Санкт-Петербурга в 70-80-х годах XX в. В ее основе лежит учет несформированности языковых операций:
Артикуляторно-акустическая дисграфия. В основе нарушения лежат дефекты произношения звуков (замена, смешение, пропуски).
Читать дальше
1. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995.
2. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М., 1989.
3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Образование, 1997.
4. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.
5. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / под редакцией Л.С. Волковой. – 5-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Читать дальше