-
ИГУ
2 курс

билеты к экзаменам по психологии

билеты к экзаменам
Психология
24 страниц
71% уникальность
2014 год
11 просмотров
Калинина Е.
Эксперт по предмету «Психология личности»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Фрагмент работы
1. Понятия о психологии как науки и ее современное состояние (предмет, задачи, принципы) Слово «психология», появившееся в XVI веке в Западной Европе, состоит из двух частей: «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знание). В XX столетии психология начала разрабатывать основы решения своих важнейших проблем. Психология - одна из важнейших наук о человеке. Предмет психологии составляют конкретные факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно. Наряду с психологическими фактами наука изучает психологические законы. Сформулируем признаки, которые характеризуют собственный предмет психологии, отличающий ее от других наук. Это закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы. Развитие психологии как науки направлено на решение определённых задач, в число основных входят следующие: тщательное изучение психических явлений, анализ их формирования, развития и психологически механизмов, свойственных этим явлениям. Основными принципами психологии выступают принцип детерминизма, заключающийся в признании доминирующей роли социума в процессе развития психики человека, деятельностный принцип: только в процессе деятельности у человека развиваются данные от рождения способности. Здесь же прослеживается принцип единства сознания, психики и деятельности, которые взаимоопределяют и взаимообусловливают друг друга. Психологи при осуществлении исследований руководствуются принципом личностного подхода: необходимо учитывать все индивидуальные особенности человека при анализе. 2. Основные группы методов современной психологии Метод - это способ познания и исследования явлений природы и социальной жизни. Используя специальные приемы (или методики) психологи стремятся проникнуть за пределы явлений, доступных непосредственному наблюдению, исследовать внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого явления. Двумя основными группами методов в психологии считаются объективные и субъективные. Субъективный - это описание явлений сознания в процессе самонаблюдения. Этот метод называют интроспекцией (в переводе с латинского - гляжу внутрь, всматриваюсь). Метод интроспекции - опора учения о принципиальном отличия познания сознания от внешнего мира, познаваемого с помощью органов чувств. Задача психологии - через внутреннее созерцание психических образов, мыслей, переживаний описывать формы душевной жизни и психических явлений. При этом изменение состояний сознания объяснялось действием особой силы духовной субстанции (первоосновы). Именно эта объяснительная позиция вызывала наибольшую критику, поскольку исключала объективное, причинное объяснение психических процессов как продуктов объективного развития. Объективные - методы, опирающиеся на обычные для всех остальных наук приемы наблюдения за протеканием того или иного вида деятельности и на экспериментальное изменение условий протекания этой деятельности. К объективным методам относятся метод эксперимента и метод наблюдения за поведением человека в естественных и экспериментальных условиях. 3. Эксперимент и его виды Метод эксперимента - это метод, при котором исследователь, может произвольно изменять условия, при которых совершается изучаемое явление, и, наблюдая результаты такого вмешательства, делать выводы о закономерностях изучаемого явления. Например, исследование скорости реакции в ответ на подаваемые экспериментатором сигналы разной интенсивности. Анализ полученных результатов, при котором экспериментатор прослеживает структурное строение применявшихся испытуемым приемов, называется методом структурного анализа. Выделяют прямые непосредственные эксперименты: исследователь, активно изменяя условия деятельности испытуемых, наблюдает за их поведением. Такие исследования часто ведутся в лабораторных условиях. Поэтому такой эксперимент называется лабораторным. Для лабораторного эксперимента характерно применение специальной аппаратуры, наличие четкого плана, испытуемый включен в эксперимент добровольно и знает, что подвергается исследованию. Многие исследования общей психологии проводятся в лабораторных условиях. Эти эксперименты применяются, когда необходимо исследование внешне наблюдаемых реакций или форм поведения. Но психические явления недоступны прямому наблюдению, а для проведения эксперимента необходимо изменять условия протекания этих процессов. Это возможно только косвенно, когда имеется согласие испытуемого на такой эксперимент и с его помощью, опираясь на его самонаблюдение, ученые изменяют условия протекания психических процессов в его сознании. Выделяют экспериментально-генетический метод как один из видов эксперимента. Данный метод важен особенно при изучении детской психологии. Использование этого метода позволяет изучить принципы происхождения и развития различных психических процессов у детей, а также их факторы и этапы. Экспериментатор отслеживает ребенка на последовательных ступенях его развития и сравнивает выполнение ребёнком одних и тех же действий. Психологи называют подобный метод «генетический срез». Одной из вариаций экспериментально-генетического метода является так называемое лонгитюдное исследование. Под данным термином понимают долгое систематическое наблюдение за одними и теми же испытуемыми. Применение этого метода позволяет психологам выделить в жизненном цикле человека фазы, а также определить их изменчивость в зависимости от возраста и индивидуальности.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

доклад
рецензия к фильму "Резня"
Количество страниц:
2
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Социология общая
доклад
обще сравнительный анализ политических систем России и Австралии или любой другой страны на выбор
Количество страниц:
5
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Политология
контрольная работа
Проактивный и реактивный антикризисный PR
Количество страниц:
3
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Реклама и PR
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image