В настоящее время маркетинг является своеобразным двигателем торговли. Не зная основ маркетинга, продавцу или изготовителю сложно выйти на новый рынок и удержать позиции на существующем, опережая конкурентов. Знания маркетинга нужны и для работы с рекламой, потребителями и другими составляющими рынка.
Важно знать методологию и основные принципы маркетинга, чтобы умело организовать и провести необходимые мероприятия по подготовке акций, способствующих повышению значимости компании во внешней среде.
Маркетингом в современном мире является вид человеческой деятельности, которые направленный на удовлетворение запросов и потребностей посредством обмена (товар-деньги).
Современный маркетинг представляет собой сложную и многофункциональную систему, работающую во взаимодействии с другими науками, такими, как социология и психологии; проводящую исследования для выявления насыщенности рынка и других факторов [1].
Само понятие маркетинга значительно шире, чем просто деятельность по обмену, это и глубокий социальный процесс, связанный с удовлетворением потребностей и созданием товаров. В этом процессе принимают участие товары, обладающие потребительской ценностью [2].
С понятием маркетинга также тесно связаны такие понятия, как товар, услуга, потребность, запрос, нужда, потребительская ценность, обмен, сделка, рынок, удовлетворенность потребителя.
Важным аспектом современной жизни является знание компонентов маркетинга, прогнозирование и предложение новых товаров согласно спросу. Также важно в системе маркетинга и обслуживание товара в течение всего жизненного цикла. Важно знать методологию и основные принципы маркетинга, чтобы умело организовать и провести необходимые мероприятия по подготовке акций, способствующих повышению значимости компании во внешней среде.
Объект исследования: Компания ООО «Вектор»
Предмет исследования: Методы и принципы маркетинга и их практическое применение в организации.
Цель работы: Исследовать факторы, рынок и среду маркетинга, изучить действующие силы в системе современного маркетинга.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические аспекты исследования факторов маркетинга;
2.Провести анализ рынка фирмы;
4. Сделать выводы на основе рассмотренных принципов компании.
Читать дальше
Маркетинговый анализ является средством достижения стратегических и оперативных целей в результате принятых решений фирмы. При его проведении важна направленность, последовательность и конкретное определение этапов процесса планирования административно-хозяйственной деятельности.
При этом процессе важно разделить ситуацию плана на два уровня – это стратегический уровень и оперативный уровень в планировании деятельности фирмы.
Маркетинговый анализа является основой, на которой строится дальнейшее целеполагание и планы. Только отследив слабые места и особенности конкуренции на данном рынке, можно построить фундамент дальнейшего планирования деятельности фирмы на определенный промежуток времени.
При этом отметим, что цели маркетинга могут быть различны – краткосрочные и долгосрочные.
Читать дальше
Основным существующим рынком является товарный рынок Хабаровска и таких районов Хабаровского края, как:
- г. Комсомольск-на-Амуре
- г. Николаевск-на-Амуре.
- п. Ванино.
Рынок Хабаровска характеризуется оптимальными географическими, демографическими и социальными критериями.
Рынок г. Комсомольска-на-Амуре характеризуется удаленностью от центрального офиса Компании, имеет такую транспортную доступность, как железнодорожную, автомобильную, водную.
Рынок г. Николаевска-на-Амуре характеризуется суровыми географическими условиями, перебоями со связью, сложными погодными факторами, низкой покупательской способностью потребителей, имеет такую транспортную доступность, как автомобильную, водную (только летом) и воздушную.
Рынок п. Ванино характеризуется его характером города-порта. Уровень покупательской способности конечных потребителей средний, транспортная доступность – железнодорожная и автомобильная.
Целевыми сегментами фирмы являются мелкооптовые предприятия, а также розничные предприятия.
Базовые рынки ООО «Вектор» представляют собой рынки отдельных городов и районов края. Продукция отправляется туда в представительства Компании, где они распределяются между заказчиками – оптовыми и розничными потребителями.
Эти рыки имеют большое значение в деятельности фирмы, основными критериями сегментирования являются географические:
- величина района (этот критерий имеет большую значимость для решения о поставке);
- плотность населения в нем (Например, в Николаевском районе самая низкая плотность из всех существующих сегментов);
- климатические условия (этому фактору придается также большая значимость, так как с отдельными районами края связь осуществляется только водным транспортом, воздушным и автомобильным);
- удаленность от центральных и региональных складов компании.
Читать дальше
Если говорить о рынке города Хабаровска, то этот рынок - рынок совершенной конкуренции или «чистой конкуренции»), потому что на рынке существует множество покупателей и продавцов, предлагаемая ими продукция является относительно однородной, любые фирмы свободно входят на рынок или покидают его, поскольку доля каждой конкурирующей фирмы в общем объеме предложения незначительна, любая фирма приспосабливается к цене, установленной данным рынком, и не может ее регулировать.
На данном рынке нет явных лидеров среди оптовых компаний, существует множество компаний с такой же величиной товарооборота, как ООО «Вектор».
Рынок города Комсомольска-на-Амуре – рынок двух конкурирующих компаний, ООО «Вектор» и ООО «Турмалин». Вторая компания является лидером рынка, старейшим предприятием в городе. В данном случае конкуренция явная.
Уровень качества продукции конкурентов ООО «Оптовый Рынок «Многорядов» и ООО «Норфолк» немногим ниже качества продукции, поставляемой ООО «Вектор», качество же продукции ООО «Турмалин» находится на том же уровне, что и определяет конкурента как основного на данном рынке.
Следовательно, компании ООО «Вектор» следует усилить качество своей продукции, обращая внимание на жалобы потребителей, отрабатывая и внедряя систему менеджмента качества.
Товарный ассортимент и номенклатура товаров ООО «Вектор» примерно такие же, как и у его конкурентов.
Уровень обслуживания фактически во всех конкурирующих фирмах одинаков, но в этой сфере деятельности отстает ООО «Оптовый Рынок «Многорядов», который представляет собой старые склады на окраине города, с неудобным подъездом и парковкой.
Мнение покупателей компаний таково, что невозможно определить явное преимущество какой-то фирмы. Мнения многих потребителей направлены на преимущество ООО «Оптовый Рынок «Многорядов», у которого цены ниже.
В настоящее время точные объемы продаж и доходы конкурентов остаются коммерческой тайной их предприятий, но в общем виде следует отметить, что в ранге конкурентов верхнюю позицию занимает ООО «Многорядов» (Хабаровск»).
Компания-конкурент ООО «Оптовый Рынок «Многорядов» находится в городе Хабаровск, основным видом деятельности является, согласно ОКВЭД - «Оптовая торговля фруктами, овощами и картофелем».
Данная организация также осуществляет свою предпринимательскую деятельность по следующим направлениям, не являющихся основным: «Сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества», а также «Переработка и консервирование овощей», «Производство общестроительных работ по возведению зданий».
Основной отраслью данной компании является «Продажа и сдача внаем недвижимого имущества производственно-технического назначения».
Читать дальше
Если говорить о рынке города Хабаровска, то этот рынок - рынок совершенной конкуренции или «чистой конкуренции»), потому что на рынке существует множество покупателей и продавцов, предлагаемая ими продукция является относительно однородной, любые фирмы свободно входят на рынок или покидают его, поскольку доля каждой конкурирующей фирмы в общем объеме предложения незначительна, любая фирма приспосабливается к цене, установленной данным рынком, и не может ее регулировать.
На данном рынке нет явных лидеров среди оптовых компаний, существует множество компаний с такой же величиной товарооборота, как ООО «Вектор».
Рынок города Комсомольска-на-Амуре – рынок двух конкурирующих компаний, ООО «Вектор» и ООО «Турмалин». Вторая компания является лидером рынка, старейшим предприятием в городе. В данном случае конкуренция явная.
Уровень качества продукции конкурентов ООО «Оптовый Рынок «Многорядов» и ООО «Норфолк» немногим ниже качества продукции, поставляемой ООО «Вектор», качество же продукции ООО «Турмалин» находится на том же уровне, что и определяет конкурента как основного на данном рынке.
Следовательно, компании ООО «Вектор» следует усилить качество своей продукции, обращая внимание на жалобы потребителей, отрабатывая и внедряя систему менеджмента качества.
Товарный ассортимент и номенклатура товаров ООО «Вектор» примерно такие же, как и у его конкурентов.
Уровень обслуживания фактически во всех конкурирующих фирмах одинаков, но в этой сфере деятельности отстает ООО «Оптовый Рынок «Многорядов», который представляет собой старые склады на окраине города, с неудобным подъездом и парковкой.
Мнение покупателей компаний таково, что невозможно определить явное преимущество какой-то фирмы. Мнения многих потребителей направлены на преимущество ООО «Оптовый Рынок «Многорядов», у которого цены ниже.
В настоящее время точные объемы продаж и доходы конкурентов остаются коммерческой тайной их предприятий, но в общем виде следует отметить, что в ранге конкурентов верхнюю позицию занимает ООО «Многорядов» (Хабаровск»).
Компания-конкурент ООО «Оптовый Рынок «Многорядов» находится в городе Хабаровск, основным видом деятельности является, согласно ОКВЭД - «Оптовая торговля фруктами, овощами и картофелем».
Данная организация также осуществляет свою предпринимательскую деятельность по следующим направлениям, не являющихся основным: «Сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества», а также «Переработка и консервирование овощей», «Производство общестроительных работ по возведению зданий».
Основной отраслью данной компании является «Продажа и сдача внаем недвижимого имущества производственно-технического назначения».
Читать дальше
Цели компании - целью создания и деятельности оптового предприятия ООО «Вектор» является расширение рынка товаров и услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли учредителями.
Стратегии компании – нацеленность на обеспечение населения качественной продукцией, работа с проверенными поставщиками, расширение ассортимента.
Результативность деятельности ООО «Вектор» отражена в таблице 1.
На протяжении 2013 года коэффициент соотношения затрат к заработанным средствам снизился на 2,5%, что связано с ростом расходов на 8,4% до отметки 251570 тыс. руб. при сравнении с аналогичным периодом 2012 года. Этот прирост ниже увеличения валового дохода, которое составило 11,8%. Уровень рентабельности к полученному доходу составил 112,1%.
Большая часть дохода ООО «Вектор» направляется на укрепление материально – технической базы предприятия: закупку нового оборудования, ремонт зданий, поверку и ремонт существующего оборудования, приобретение программного обеспечения и компьютерной техники, обучение персонала, а так же на повышение заработной платы специалистам (Таблица 2).
Организация управления и схемы.
Организация процессов управления в оптовом предприятии построена на сочетании принципов линейно-функционального построения управленческих структур. Организационная структура оптового предприятия представлена на рисунке 1.
На момент 01.01.2014 в организации занято 217 сотрудников. В организационной структуре выделяются структурные единицы, выполняющие определенный круг функций. Каждое должностное лицо имеет право, принимать и обеспечивать выполнение соответствующих управленческих решений в пределах своей компетенции, определенного для каждого директором.
Планирование и контроль над финансовой деятельностью предприятия осуществляется бухгалтером. В обязанности бухгалтера входит ведение бухгалтерского учета, составление отчетности, участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия с целью выявления внутрифирменных резервов. Операторы обрабатывают счета-фактуры, ведут оперативный учет поступающего товара.
Читать дальше
Стратегическими целями роста и развития фирмы являются:
- расширение рынка в пригороде Хабаровска (Строящихся микрорайонах) путем создания там новых торговых точек.
- продвижение на рынок города Советская Гавань путем сотрудничества с местными розничными предприятиями.
Цели товарной политики ООО «Вектор» направлены на осуществление продажи новых видов и ассортимента продукции. В этой связи стоит цель довести качественные характеристики товара до уровня конкретных запросов покупателей выбранных сегментов рынка и обеспечения эффективного сбыта.
Цели ценовой политики состоят в установлении оптимальной цены при учете длительной перспективы и ценовой тактики в конкретных сегментах рынка.
Ценовая политика в соответствии с современными рыночными условиями ведения торговли позволит установить уровень цены в зависимости от экономической конъюнктуры, фаз жизненного цикла товара и других факторов.
Сбытовая политика ООО «Вектор» связана с планированием и формированием новых посреднических каналов сбыта товаров по прямому или косвенному методу. Прямой метод - организация филиалов, сбытовых складов - торговля через собственную, зависимую, сбытовую сеть. Косвенный метод - торговля через независимых посредников. Возможен и комбинированный метод - торговля через смешанные общества и совместные предприятия.
В продвижении на рынок города Советская Гавань возможен прямой метод, с созданием представительства компании.
Коммуникационная политика ООО «Вектор» связана с планированием и осуществлением комплекса мероприятий, которые направлены на продвижение товара на рынок.
Читать дальше
В настоящее время происходит стремительное развитие новых технологий в маркетинге и рекламе, а скорость реализации на их основе новейших видов продукции и услуг приводит к тому, что потребности потребителей изменяются очень динамично на рынке.
Потребитель в современном мире диктует, что, когда и в каком виде он хочет получить и по какой цене. И, соответственно, новый подход к пониманию маркетинговой концепции строится на тесной работе с целевыми группами – совокупностями потенциальных клиентов организации из стратегически важного сегмента рынка.
По мнению известного специалиста по маркетингу, рекламе и PR Ф. Котлера, старые традиционные решения - тратить мегабюджеты на массовую рекламу, проводить нескончаемый промоушен и направлять армии продавцов - больше не работают, потому что стремительно растет число компаний использующих многообещающее абсолютно новое решение под названием «интегрированные маркетинговые коммуникации» [3].
По итогам проведенного анализа были сделаны практические рекомендации для исследуемой компании, заключающиеся в возможной оптимизации ее дальнейшей деятельности.
Рекомендации связаны с дальнейшим движением и жизнью Интернет-технологий и развития информационных потребностей целевой аудитории.
В современном мире маркетинговые и PR-кампании строятся на таких принципах, как исследования, поиск, сегментация, сотрудничество. И поэтому важно знать запросы потенциальных потребителей и особенности действия в данном секторе, направленности исследуемой аудитории.
В результате проведенной работы поставленные цели и задачи исследования были решены, рассмотрены необходимые вопросы и сделаны выводы.
Читать дальше
1. Березин И. Маркетинговый анализ. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004.
2. Березин И. С. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт. - М.: Изд-во Эксмо, 2002.
3. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга. - Изд. 2-е, перераб. и доп., 2000.
4. Котлер Ф.Основы маркетинга. Краткий курс, пер с англ. – М: Инфра-М, 2007.
5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 1998.
6. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. - СПб.: Наука, 1996.
7. Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: Стратегический и операционный маркетинг. - СПб.: Наука, 2004.
8. Бизнес-планирование: Учебник/под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова. - М.: Финансы и статистика, 2001.
Читать дальше