Вообще, теория «естественного права», пожалуй, одна из самых ранних и популярных доктрин существовавших и существующих в цивилизационном развитии общества, которая занимала умы еще философов в Древней Греции.
«Естественное право» - божья милость
Основополагающая мысль «естественного права» состоит в том, источником права выступает совсем не воля, или желание законодателя, выступающего творцом права, а сама природа, природа человека, природа вещей и самого общества. Величайшие мыслители древности, такие как Сократ или Платон, считали, что далеко не все существующие права или законы являются « искусственным изобретением людей». Некоторые из этих законов, как считали авторы, являются не писанными, вечными законами, данные человеку от бога.
Считается, что И. Кант – первый из философов, кто попытался обосновать и систематизировать идея либерализма - основную идейную платформу класса буржуазии. Основная мысль Канта в области права, основана на морали. Кант считал, то истинное назначение права заключается в надежной гарантии самой морали того социального пространства, в котором оно могло себя проявлять и давать возможность реализовывать свободу индивида.
Ближе к концу XIX века появилась новая, так называемая неокантианская философия, к которой был проявлен огромный интерес со стороны научного прогрессивного сообщества. Главным представителем новой научной доктрины был Рудольф Штаммлер – представитель немецкой правовой школы. Несколько его работ, получили наибольшую популярность.
На взгляд автора эссе, свой основной задачей Штаммлер считал борьбу с марксистским пониманием права, которое уже охватило к тому моменту многие умы современности. Штаммлер категорически отрицал, что государство и право является лишь надстройкой над экономическим базисом[3,161]. Он в своих работах выдвинул совершенно противоположную идеям марксизма теорию о соотношении экономики и права[1,603]. По его мнению, в социальной жизни общества есть «регулирующая форма», имеется в виду само право, и «регулируемая материя» - экономика, система хозяйствования. Зависимость экономики от права, по мнению Штаммлера, является не генетической, а всего лишь логической. Право, как считал Штаммлер, это логически обусловливающий элемент в социальной жизни, а экономика, хозяйство – вещь вторичная, которое обусловлено правовой формой. Осознание определенных целей, выражается, по мнению философа, в «хотении».