В последнее десятилетие в нашей стране проводится энергичная политика по охране прав покупателей продукции (работ, служб).
В связи с этим, одной из задач нынешней России признана надобность использования результативных способов для охраны прав покупателей.
Объектом магистерской диссертации являются социальные взаимосвязи, которые возникли в Русской Федерации между покупателями, с одной стороны, и их контрагентами – с другой.
Предметом магистерской диссертации являются нормы права о охране прав покупателей, правоприменительная практика и юридическая литература, касательно темы.
Цель магистерской диссертации - изучение материалов в сфере охраны прав покупателей, обзор и разработка предложений по улучшению права в сфере охраны прав покупателей, в частности, внесение изменений и дополнений в нормы права о охране прав покупателей.
Нормативно-правовой базой работы являются Конституция РФ, Право гражданское РФ и РСФСР, право о охране прав покупателей, подзаконные нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства РФ.
Обращаясь к истории Русского государства, то следует отметить, что нормы, охраняющие права покупателя, были еще в старинном русском праве.
Основным нормативным правовым актом, посредством которого реализуется правовое регулирование социальных взаимосвязей, складывающихся в сфере охраны прав покупателей, является Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «Об охране прав покупателей».
Практика использования Закона «Об охране прав покупателей» теоретиками и правоприменителями оценивается, в общем, одобрительно. Например, преподаватель кафедры права гражданского и процесса Курского государственного технического института В. В. Богдан называет его одним из немногих законодательных актов, который реально действует.
Совместно с тем имеются и некоторые недочеты. Так, В.В. Картель подмечает, что возникла специальная категория клиентов, которые, пользуясь знанием закона, применяя различного рода хитрости, стали применять Закон «Об охране прав покупателя» в корыстных целях. Еще одним значимым источником охраны прав покупателей является Гражданский кодекс РФ (дальше ГК РФ). Как отмечается в юридической литературе, договор розничной купли-продажи является стержнем гражданско-правовой формы торгового обслуживания граждан.
В ГК РФ сделан ряд больших шагов по пути усиления именно охраны прав покупателей.
К примеру, в общей части права намеренно урегулированы особенности публичного договора и договора присоединения (ст. 426, 428 ГК РФ), стороной которых и является покупатель.
Особое место среди нормативных актов, которые регулируют взаимосвязи в сфере потребителей, занимает Федеральный Закон от 27 декабря 2002 года (ред. от 06.12.2011 № 409-ФЗ) «О техническом регулировании», заменивший ранее действовавшие Законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и служб».
К правам покупателей, возникающих у них при купле-продаже продукции, относятся: права при купле-продаже товара ненадлежащего качества, а также право на обмен товара при купле-продаже товара надлежащего качества.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору затребовать: безвозмездного устранения недочетов товара либо оплаты затрат на их исправление покупателем либо третьей стороной; соизмеримого уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар иной марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжения договора купли-продажи. Покупатель вправе затребовать также полнй оплаты убытков, причиненных ему в итоге отпуска товара ненадлежащего качества.
Исключение составляют товары трудные технически, а также дорогостоящие, в отношении которых требования покупателя о замене товара подлежат удовлетворению в случае выявления значительных недочетов.
Производителю либо организации, исполняющей его функции, покупатель вправе предъявить лишь некоторые требования: о безвозмездном устранении недочетов товара либо искуплении затрат на их исправление покупателем либо третьей стороной либо о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула). Взамен предъявления этих требований, покупатель вправе возвратить производителю товар ненадлежащего качества и затребовать возврата уплаченной за него суммы (п. 3 ст. 18 Закона).
Получается, при возврате товара производителю покупатель не вправе требовать оплаты иных убытков, причиненных ему в итоге отпуска товара с недостатками. Такая норма ущемляет права покупателей при предъявлении ими требований к производителю, необоснованно предоставляет производителям льготы в вопросах несения ответственности перед покупателями за товары ненадлежащего качества и не содействует возрастанию конкурентоспособности отечественных продукции.
В связи с этим, автором магистерской диссертации предлагается п. 3 ст. 18 Закона «О Охране прав покупателей» высказать в дальнейшей редакции:
«Покупатель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором, четвертом и шестом пункта 1 настоящей статьи, производителю либо лицу, исполняющему функции производителя. При этом покупатель вправе затребовать также полного возврата убытков, причиненных ему в итоге отпуска товара ненадлежащего качества, которые возмещаются в сроки, предусмотренные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований покупателя».
П. 5 ст. 18 Закона предусматривает обязанность реализатора (производителя) либо исполняющей его функции организации принять товар ненадлежащего качества у покупателя и в случае необходимости провести проверку качества товара.