Введение 3 Глава 1. 7 1.1. Все о самооценке 7 1.2. Детско-родительские отношения 16 1.3. Влияние детско-родительских отношений на самооценку 22 1.4. Описание младшего школьного возраста 27 Выводы по теоретической части исследования 35 Список литературы 39
МГУ им. Ломоносова

Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка младшего школьного возраста.

часть диплома
Психология
40 страниц
81% уникальность
2014 год
5 просмотров
Курач А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1.1
1.2
1.3
1.4
Выводы
Список литературы
В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Важно подчеркнуть, что самооценка является основным компонентом самосознания; она является стержнем этого процесса, показателем индивидуального уровня развития. Проблема формирования самооценки у детей наиболее полно разработана в трудах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, В.С. Мухиной и других и зарубежных ученых У. Джеми, Ч. Кули, Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. В исследованиях Р.С. Немова, В.С. Мухиной, А.Н. Леонтьева отмечается, что именно младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Этот возраст важен для предупреждения возникновения мотива избегания неудачи, формирования адекватной самооценки и нормального уровня притязаний у ребёнка [31, с.171]. Самооценку можно успешно формировать именно в младшем школьном возрасте, так как в этом возрасте у детей происходит смена ведущего вида деятельности - на смену игровой деятельности приходит учебно-познавательная. Учебная деятельность является эффективным средством формирования уровня самооценки детей младшего школьного возраста, т.к. именно в учебной деятельности дети могут наиболее полно реализовать себя и раскрыть свои возможности, что способствует повышению уровня собственной самооценки. Вместе с тем, анализ методической литературы позволяет отметить следующее противоречие: учителя начальной школы не всегда учитывают индивидуальные и возрастные особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы и, соответственно, не в полной мере используют потенциал учебной деятельности для формирования у детей данного возраста адекватной, достаточно высокой самооценки. Данное противоречие обусловило проблему исследования: каким образом учебная деятельность влияет на формирование самооценки учащихся младших классов. Проблема обусловила тему нашего исследования: формирование самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности. Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: влияние учебной деятельности на формирование самооценки детей младшего школьного возраста. Цель исследования: теоретически исследовать возможности формирования самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности. На основе теоретического обобщения данных изученной литературы и прогнозирования дальнейшего совершенствования педагогического процесса нами сформулирована гипотеза: учебная деятельность будет являться эффективным средством формирования самооценки у детей младшего школьного возраста при соблюдении следующих условий её организации: - систематическая постановка и реализация задач по формированию самооценки на каждом уроке (учить детей соотносить учебную цель и результат учебной деятельности, учить самооценке путём переноса взаимооценки в самооценку, учить давать себе адекватную самооценку, учить рассказывать о своей деятельности, сравнивать её с образцом и др); - соблюдение этапов учебной деятельности (первый этап - совместная деятельность учителя и ребёнка, в которой учитель передаёт образцы развёрнутых словесно-оценочных суждений и соотносит их с оценочной меркой; второй этап - оценивание ребёнком учебных действий сверстников, в котором ребёнок соотносит оценку товарища и свою собственную, реализуя механизм перевода оценки в самооценку; третий этап - самостоятельное оценивание выполняемого учебного действия на основании соотнесения собственной оценки с оценкой одноклассника и учителя своевременное поощрение любых проявлений произвольности познавательных процессов, саморегуляции поведения у детей; - использование на уроках специальных приёмов по формированию самооценки (индивидуальные беседы с использованием модели самооценки и др.); - тактичность при оценивании результатов учебной деятельности детей (умение встать на позицию ребёнка, не снижать его уверенность в способности к учебной деятельности и чувства собственного достоинства). Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность самооценки, особенности проявления самооценки у детей младшего школьного возраста посредством изучения психолого-педагогической литературы. 2. Раскрыть возможности учебной деятельности в формировании самооценки у детей младшего школьного возраста. 3. Выявить уровень сформированности самооценки у детей младшего школьного возраста. 4. Разработать практические рекомендации по формированию самооценки у младших школьников в учебной деятельности. В исследовании применён комплекс методов, соответствующих его задачам: анализ, систематизация и обобщение материалов психолого-педагогической и методической литературы, диагностика уровня сформированности самооценки у детей младшего школьного возраста: методика «Оцени себя» авт. Е.А. Панько (1-я часть – проблемная ситуация, 2-я часть – беседа), игровая тестовая методика авт. Е.А. Панько, И.С. Позднякова, методика «Лесенка» авт. Т.Д. Марцинковская. Этапы исследования: 1 этап – определение направления курсового исследования; 2 этап - теоретическое исследование проблемы формирования самооценки у младших школьников в процессе учебной деятельности; 3 этап – подбор и апробация диагностических методик исследования уровня сформированности самооценки у младших школьников; 4 этап – анализ, обобщение и оформление результатов исследования. Структура дипломной работы: работа имеет вводную часть, включающую описание методологических основ исследования; основная часть работы выполнена в соответствии с двумя главами, включающими теоретическое и эмпирическое исследование проблемы; в заключительной части работы в обобщённом виде представлены выводы по материалам теоретической и эмпирической глав; приведён список литературы и представлено приложение к дипломной работе.
Читать дальше
В словаре профессионального образования С.М. Вишняковой самооценка представлена как мнения и суждения человека о себе, своих качествах, достоинствах, недостатках, способностях, потенциальных возможностях, а также о своём месте и роли среди других людей. Является одним из важных регуляторов поведения и оказывает существенное влияние на отношение к учебной деятельности. Адекватность самооценки во многом зависит от уровня социальной зрелости субъекта, его жизненного опыта, полученного образования [9, с.290]. Проблема самооценки наиболее полно исследована в трудах отечественных учёных Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, Л.Д. Столяренко, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, В.С. Мухиной и др.; зарубежных исследователей Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др. А.Н. Леонтьев подчёркивает мысль, что как личностному образованию самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности, её возможностей, направленности, а принятые личностью ценности составляют ядро самооценки. Самооценка является основным компонентом самосознания, она является стержнем этого процесса, показателем индивидуального уровня развития личности. Оценить какое-либо проявление объективного или субъективного мира - значит определить своё отношение к нему [23, с.62]. На формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причём сначала учится оценивать других, а потом уже – себя. К 14 – 15 годам подросток овладевает умением самоанализа и самонаблюдения, анализирует достигнутые результаты и тем самым оценивает себя. Е.В. Ишмаметьева предлагает подразделять самооценку на следующие виды: завышенная неадекватная, высокая адекватная, заниженная неадекватная, адекватная устойчивая [18, с.322]. Таким образом, самооценка - это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. Это обобщённое и вместе с тем дифференцированное отношение к себе; важнейшее личностное образование, принимающее участие в регуляции человеком деятельности; автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности.
Читать дальше
Проблемы семьи и семейного воспитания во все времена вызывали интерес у общества. На сегодняшний день имеются достаточно убедительные доказательства о незаменимости семьи для формирования личности ребёнка (Варга А. Я., 1985, 1987). У тех детей, которые были разлучены с родителями в раннем детстве, при анализе их психики и поведения выявлены необратимые искажения личности, что говорит о значимости семьи для формирования личности ребёнка. С теоретической точки зрения, семейное воспитание - системное целе-направленное воздействие на детей взрослых членов семьи и всего семейного уклада. В задачи семейного воспитания входит подготовка детей к жизни в су¬ществующих социальных условиях, т.е. помочь им усвоить основные знания, навыки, которые необходимы для адекватного формирования и функционирования личности. Дальше, чем педагогические исследования, в этом вопросе продвину-лись клинико-психологические исследователи, анализирующие типологиче¬скую роль различных типов семейного воспитания (Захаров А. И., 1981) (отвергающее; гиперсоциализирующее; эгоцентрическое) и роль семейных конфликтов, спо¬собных стать условием патологической фиксации невротических реакций, в формировании у детей невротических радикалов личности. Наибольшее количество накопленного материала касается эмоционально¬го отношения родителей и детей, которое можно подразделить на две группы: ‒ крайние нарушения взаимоотношений с детьми при материнской девиации; ‒ исследование влияния эмоционального отношения родителей к детям на особенности формирования самоотношения ребёнка в условиях нормаль¬ной жизни семьи. Изучение семейного воспитания позволило Л. С. Бородушкиной (1986) прийти к выводу о том, что на формирование ребёнком дошкольного возраста отношения к семье как ценности самым тесным образом влияет удовлетворённость им тем по¬ложением, которое он занимает в семейном коллективе. Ю. Б. Бакина (1987) представила практические случаи оптимизации и коррекции отношений ребёнка с родителями в случае их нарушения. Одна из ведущих целей всей психокоррекционной работы с родителями, по мнению автора, - это заста-вить их отказаться от чрезмерной опеки и использования императивных спо¬собов воздействия по отношению к своим детям.
Читать дальше
Психологическое изучение формирования и развития личности невозможно без учёта того реального жизненного контекста, в котором осуществ¬ляется развитие личности, т. е. для подлинно научного понимания личности следует рассматривать её в целостности социальных связей и межличност¬ных отношений. Традиционно роль взрослого признается ведущей в общении и психическом развитии ребёнка. Для ребёнка родители первое время являются единственным опосредующим звеном между остальными свя-зями с миром. Именно в этом качестве семья оказывается важней¬шим фактором повседневного существования и развития личности. Но в на-стоящее время сделаны лишь шаги в осмыслении тех психологических пара¬метров семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирования их личностных свойством в данной среде, хотя иссле¬дования такой направленности очень нужны для разработки адекватной сис¬темы психологического консультирования, её теоретического обоснования. Р. Берне (1986), автор Я-концепции, отмечает непомерно мало существенных исследований в области семейных перемен, как существенных детерминант развития Я-концепции ребёнка. В данном анализе в первую очередь рассмат¬риваются вопросы особенностей взаимоотношения типа «родитель-ребёнок», которые имеют решающее значение в становлении личности ребёнка и его самооценки и самоотношения. Прежде чем анализировать конкретные исследования, следует отме-тить, что работы, выполненные в рамках педагогического подхода, освещают общие проблемы воспитания ребёнка в семье и отдельные его аспекты, но эти работы носят в основном описательный характер. Социально-психологические работы раскрывают влияние семейных взаимоотношений на личностные ха¬рактеристики ребёнка, проявляющееся в поведении и общении.
Читать дальше
Основным средством развития личности является деятельность, т.к. развитие личности в целом происходит в процессе деятельности, через осмысление этой деятельности и себя в ней. Исследования Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и других показывают различные грани влияния деятельности на развитие детей. В их исследованиях отмечается, что каждый вид деятельности выполняет определённые педагогические задачи. В процессе развития личности деятельность – основное средство реализации содержания, условие его усвоения [21, с.113]. Этому способствует основной вид деятельности, которым большей частью занят ребёнок данного возраста в школе и дома - учебная деятельность. Учебная деятельность, по классификации С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями, развитие способностей [32, с.360]. По мнению С.Г. Якобсона, в процессе целенаправленной учебной деятельности дети младшего школьного возраста должны усвоить такую систему знаний и умений, которые отражая существенные связи и зависимости действительности, могли бы помочь детям творчески воспринимать окружающий мир и находить нестандартные решения в исследовании и освоении окружающей действительности. Конкретизация в педагогических исследованиях этого общего положения определяет необходимость совершенствования методических подходов к организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста [17, с.91]. Структура деятельности учителя в процессе руководства учебной деятельностью детей включает в себя: - планирование учителем собственной деятельности и учебной деятельности детей; - организацию этих видов деятельности; - стимулирование творческой познавательной активности детей в учебной деятельности; - способы контроля, регулирования качества знаний и представлений детей; - анализ результатов учебной деятельности и прогнозирование дальнейшей работы (А.И. Липкина) [25, с.174]. Учебная деятельность детей представляет собой специально организованную, активную познавательную деятельность, направленную на усвоение знаний и формирование на их основе целостных представлений о мире и о себе как личности [35, с.123]. С.Г. Якобсон выделяет следующую структуру учебной деятельности детей: - восприятие материала; - его осмысление, сознательную творческую переработку; - личностное присвоение усвоенного материала; - самопроверку усвоенного материала в процессе учебной деятельности [34, с.176].
Читать дальше
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самооценки у детей младшего школьного возраста, мы можем охарактеризовать самооценку как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности; как автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие её внутреннего мира. Самооценка является одним из важных регуляторов поведения и оказывает существенное влияние на отношение к учебной деятельности. Адекватность самооценки во многом зависит от уровня социальной зрелости субъекта, его жизненного опыта, полученного образования. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, которые наиболее ярко проявляются в первых классах школы; поэтому для формирования самооценки младших школьников важен уровень достижений, приобретённых на данном возрастном этапе в ведущем виде деятельности – учебной деятельности. Первоначальные представления ребёнка младшего школьного возраста о себе, его «Я-концепция» тесно связаны с его эмоциями, которые определяются отношением к нему взрослых, сверстников, старших детей. Эмоциональное отношение к оценкам извне, положительные или отрицательные внешние оценки, накладывают отпечаток на характер восприятия ребёнком себя как личности, на характер его самооценки. Данный этап развития и становления личности – решающий в процессе становления фундаментальных образований, «Я – Концепции», включая самовосприятие себя в мире, самооценку. Именно в младшем школьном возрасте достигается оптимальный уровень самосознания личности, максимально корректируется дефицит развития, возникший в период дошкольного детства. В процессе учебной деятельности следует давать младшим школьникам не детализированные разрозненные сведения, а систематизированный круг представлений, отражающих существенные связи и зависимости действительности. В этом случае у детей младшего школьного возраста развивается умение вычленять основные стороны действительности и увязывать их в собственную картину мира, что создаёт важные предпосылки для усложнения форм познания окружающего мира и формирования самосознания – основы самооценки. Дети младших классов, имеющие достаточную или высокую самооценку, способны достигать больших учебных успехов; поэтому учителя, работающие в начальной школе, должны учитывать, что оценка, которую они дали ребёнку на уроке может восприниматься им как общая оценка его личности и повлиять на процесс формирования у него самооценки. То есть, чтобы не занизить самооценку ребёнка, учитель должен уметь встать на позицию ребёнка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития. Эффективность становления детской оценочной деятельности во многом зависит от соблюдения учителем следующих условий: выражать своё положительное отношение к результатам учебной деятельности младшего школьника и обеспечивать оценочный подход к остальным видам деятельности, при организации учебного процесса стараться обеспечивать накопление детьми позитивного опыта индивидуальной учебной деятельности, предоставлять образцы результатов учебной деятельности и тем самым давать ребёнку критерии правильности её выполнения, помогать ребёнку овладеть сравнительной оценкой результатов своей учебной деятельности с деятельностью одноклассников. Важным условием успешности формирования у детей младшего школьного возраста умения оценивать выполненные действия является соблюдение постепенности следующих этапов работы: совместная деятельность учителя и ребёнка, оценивание ребёнком учебных действий сверстников, самостоятельное оценивание детьми выполняемого учебного действия на основании соотнесения собственной оценки с оценкой одноклассника и учителя. При организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с целью формирования их самооценки следует чётко определять задачи: учить соотносить учебную цель и результат учебной деятельности, учить самооценке путём переноса взаимооценки в самооценку, учить давать себе адекватную самооценку, учить рассказывать о своей деятельности. Обязательно следует использовать специальные приёмы по формированию самооценки.
Читать дальше
Амонашвили Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педагогике. – М., 2002. – 412с. 2. Андрущенко Т.Ю., Захарова А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности //Вопросы психологии. - 2004. - №4. - С. 91–99. 3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки //Избранные психологические труды. Т.2. /Б.Г. Ананьев. - М., 2003. – 276с. 4. Бернс Р. Развитие я – концепции и воспитание /Р. Бернс. – М., 2005. – 301с. 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М., 2003. – 243с. 6. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника //Вопросы психологии личности школьника. - М., 2002. – 102с. 7. Бреслаев Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения /Г.М. Бреслаев. – М., 2005. – 263с. 8. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах /О.С. Богданова, В.И. Петрова. – М., 2003. – 275с. 9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь /С.М. Вишнякова. – М., 2001. – 538с. 10. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. – М., 2002. – 326с. 11. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. Прокина Н.Ф. – М., 2004. – 372с. 12. Гамезо М.В., Неволин И.Г. Психосоматические аспекты проблемы познавательной деятельности и общения /М.В. Гамезо, И.Г. Неволин. - М., 2003. – 307с. 13. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления /А.Н. Гельмонт. - М., 2004. – 163с. 14. Григоренко, Ю.Н. Планирование и организация внеклассных мероприятий /Ю.Н. Григоренко. – М., 2002. – 157с. 15. Диянова З.В. Самосознание личности /З.В. Диянова. – Иркутск, 2002. – 316с. 16. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки /А.В. Захарова. – Таллин. – 2006. – 282с. 17. Захарова А.В. Структурная динамическая модель самооценки /А.В. Захарова. – М., 2000. – 247с. 18. Ишмаметьева Е.В. /Е.В. Ишмаметьева //Начальная школа плюс До и После, 2004. - №6. 19. Кон И.С. В поисках себя /И.С. Кон. – М., 2008. – 264с. 20. Кон И.С. Открытия «Я» /И.С. Кон. – М., 2003. – 302с. 21. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности /О.А. Конопкин. – М., 2001. – 293с. 22. Крутецкий В.А. Психология /В.А. Крутецкий. – М., 2009. – 342с. 23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. - М., 2005. – 316с. 24. Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности //Проблемы диагностики умственного развития учащихся /А.И. Липкина. - М., 2005. – 126с. 25. Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника /А.И. Липкина //Психологические проблемы неуспеваемости школьника. – М., 2003. – 140с. 26. Липкина А.И. Самооценка школьника /А.И. Липкина. – М., 2007. – 243с. 27. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения /Л.И. Матвеева. – СПб., 2004. – 314с. 28. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста /В.Н. Могилева. – М., 2007. – 265с. 29. Мид М. Как построить свое Я /М. Мид. – М., 2002. – 347с. 30. Мухина В.С. Детская психология /В.С. Мухина. – М., 2005. - 272с. 31. Немов Р.С. Психология. Т. 2. /Р.С. Немов. – 2004. – 496с. 32. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - М., 2006. – 347с. 33. Словарь педагогических терминов /Под ред. А.А. Белан. – Омск, 2003. – 312с. 34. Чеснокова И.И. Проблема самосознания и психологии /И.И. Чеснокова. – М., 2007. – 361с. 35. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников //Начальная школа плюс До и После. - 2003. - №10. - С. 99 - 102. 36. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога /Л.М. Фридман. – М., 2002. – 316с. 37. Якобсон С.Г. Младший школьный возраст. Психология и педагогика /С.Г. Якобсон. – М., 2006. – 176с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Что такое модель явления
Количество страниц:
15
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Концепция современного естествознания
эссе
Россия к 2050-му году
Количество страниц:
11
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Менеджмент
контрольная работа
Логистика, управление запасами
Количество страниц:
10
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Логистика, управление запасами
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image