В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией.
Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Важно подчеркнуть, что самооценка является основным компонентом самосознания; она является стержнем этого процесса, показателем индивидуального уровня развития.
Проблема формирования самооценки у детей наиболее полно разработана в трудах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, В.С. Мухиной и других и зарубежных ученых У. Джеми, Ч. Кули, Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других.
В исследованиях Р.С. Немова, В.С. Мухиной, А.Н. Леонтьева отмечается, что именно младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Этот возраст важен для предупреждения возникновения мотива избегания неудачи, формирования адекватной самооценки и нормального уровня притязаний у ребёнка [31, с.171].
Самооценку можно успешно формировать именно в младшем школьном возрасте, так как в этом возрасте у детей происходит смена ведущего вида деятельности - на смену игровой деятельности приходит учебно-познавательная. Учебная деятельность является эффективным средством формирования уровня самооценки детей младшего школьного возраста, т.к. именно в учебной деятельности дети могут наиболее полно реализовать себя и раскрыть свои возможности, что способствует повышению уровня собственной самооценки.
Вместе с тем, анализ методической литературы позволяет отметить следующее противоречие: учителя начальной школы не всегда учитывают индивидуальные и возрастные особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы и, соответственно, не в полной мере используют потенциал учебной деятельности для формирования у детей данного возраста адекватной, достаточно высокой самооценки.
Данное противоречие обусловило проблему исследования: каким образом учебная деятельность влияет на формирование самооценки учащихся младших классов.
Проблема обусловила тему нашего исследования: формирование самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние учебной деятельности на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически исследовать возможности формирования самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
На основе теоретического обобщения данных изученной литературы и прогнозирования дальнейшего совершенствования педагогического процесса нами сформулирована гипотеза: учебная деятельность будет являться эффективным средством формирования самооценки у детей младшего школьного возраста при соблюдении следующих условий её организации:
- систематическая постановка и реализация задач по формированию самооценки на каждом уроке (учить детей соотносить учебную цель и результат учебной деятельности, учить самооценке путём переноса взаимооценки в самооценку, учить давать себе адекватную самооценку, учить рассказывать о своей деятельности, сравнивать её с образцом и др);
- соблюдение этапов учебной деятельности (первый этап - совместная деятельность учителя и ребёнка, в которой учитель передаёт образцы развёрнутых словесно-оценочных суждений и соотносит их с оценочной меркой; второй этап - оценивание ребёнком учебных действий сверстников, в котором ребёнок соотносит оценку товарища и свою собственную, реализуя механизм перевода оценки в самооценку; третий этап - самостоятельное оценивание выполняемого учебного действия на основании соотнесения собственной оценки с оценкой одноклассника и учителя своевременное поощрение любых проявлений произвольности познавательных процессов, саморегуляции поведения у детей;
- использование на уроках специальных приёмов по формированию самооценки (индивидуальные беседы с использованием модели самооценки и др.);
- тактичность при оценивании результатов учебной деятельности детей (умение встать на позицию ребёнка, не снижать его уверенность в способности к учебной деятельности и чувства собственного достоинства).
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность самооценки, особенности проявления самооценки у детей младшего школьного возраста посредством изучения психолого-педагогической литературы.
2. Раскрыть возможности учебной деятельности в формировании самооценки у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить уровень сформированности самооценки у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать практические рекомендации по формированию самооценки у младших школьников в учебной деятельности.
В исследовании применён комплекс методов, соответствующих его задачам: анализ, систематизация и обобщение материалов психолого-педагогической и методической литературы, диагностика уровня сформированности самооценки у детей младшего школьного возраста: методика «Оцени себя» авт. Е.А. Панько (1-я часть – проблемная ситуация, 2-я часть – беседа), игровая тестовая методика авт. Е.А. Панько, И.С. Позднякова, методика «Лесенка» авт. Т.Д. Марцинковская.
Этапы исследования:
1 этап – определение направления курсового исследования;
2 этап - теоретическое исследование проблемы формирования самооценки у младших школьников в процессе учебной деятельности;
3 этап – подбор и апробация диагностических методик исследования уровня сформированности самооценки у младших школьников;
4 этап – анализ, обобщение и оформление результатов исследования.
Структура дипломной работы: работа имеет вводную часть, включающую описание методологических основ исследования; основная часть работы выполнена в соответствии с двумя главами, включающими теоретическое и эмпирическое исследование проблемы; в заключительной части работы в обобщённом виде представлены выводы по материалам теоретической и эмпирической глав; приведён список литературы и представлено приложение к дипломной работе.