Исходя из общего понимания, существующего в науке, под функцией подразумевается такая совокупность действий, которая является однородной при учете той цели, на достижение которой данные действия направлены, при этом сами действия объединяются не просто упорядочиванием, а общей целью, единой для конкретных действий. В свою очередь логистическая функция представляет собой ни что иное как группа логистических операций, которые нацелены на реализацию целей, стоящих перед логистической системой в целом [7, с. 59]. Следует отметить, что логистические операции, объединяемые в логистический процесс, вовлекают различные категории объектов: здания и (или) сооружения, а само течение логистического процесса обуславливается степенью подготовленности к нему грузов, которые имеют свойства движения, периодического накопления в запасах и пр. фактическая задача логистики заключается в необходимости построения логистических систем, которые являются гармоничными и согласованными.
Если рассматривать каждую логистическую функцию в отдельности, то каждая из них отличается однородностью совершаемых действий, причем данная особенность определяется самой целью. Фактически осуществляется управление материальными потоками на двух уровнях, во–первых, это макроуровень, а во–вторых, микроуровень, на которых его реализация опосредована выполнением следующих логистических функций:
процесс управления запасами;
процесс транспортировки;
осуществление складирования посредствам выполнения комплекса складских операций [4, с. 121].
Вышеуказанные логистические функции по структуре своего построения имеют логику. Вместе с тем, не стоит забывать, что вышеперечисленные функции являются основными, однако помимо них следует в числе логистических функций назвать прогнозирование, контроль, регулирование.
Также важно указать и координационную функцию логистической деятельности, которая находит своё выражение в координации спроса и предложения. Данная логистическая функция приобретает весьма большое значение на современном этапе развития логистической деятельности не только в Российской Федерации, но и за е пределами, что обусловлено развитием логистики, конкурентной борьбой субъектов данного вида деятельности и пр.
Изучая распределение логистических функций между различными участниками логистического процесса следует указать то, что на разных уровнях каждая из вышеуказанных функций не носит изолированный характер и не является обособленным элементом, а фактически является составной частью логистического процесса в целом.
Читать дальше
Исходя из того, что логистическая деятельность призвана регулировать материальные потоки, объединяемые их ресурсами (людские, энергетические, информационные, финансовые) с соблюдением необходимых параметров (направление, возникновение, прекращение, периодичность, последовательность), вопрос определения оптимального места расположения склада на обслуживаемой территории является не просто актуальным, а требующим серьезного подхода и внимательного отношения.
Необходимость наличия развитой транспортной системы, имеющей все свойства транспортно – экспедиционной сети, является актуальным моментом для решения вопроса об оптимальном месте расположения склада на обслуживаемой территории. А фактическое отсутствие развитой транспортной системы может быть простым, даже можно сказать, очевидным решением при выборе места расположения склада – это характерно для маленьких территорий, имеющих незначительное количество магистралей и небольшое число конечных потребителей либо грузополучателей.
Задача определения оптимального места расположения склада на обслуживаемой территории может быть выражена в поиске как оптимального решения, так и близкого к оптимальному, чаще всего именуемому как субоптимальное решение. На сегодняшний день не только в теории логистики, но и в практической логистической деятельности имеются различные методы решения вышеуказанных задач. Данные методы требуют более детального рассмотрения и изучения [2, с. 214].
Во – первых, задача определения оптимального места расположения склада на обслуживаемой территории мажет быть решена методом полного перебора, который заключается в оценке всех допустимых вариантов места расположения склада. Данный метод основывается на математическом моделировании и прогнозировании.
Во – вторых, задача определения оптимального места расположения склада на обслуживаемой территории мажет быть решена при использовании эвристических методов. Эта группа методов является весьма эффективной, потому что основной ее составляющей является получение субоптимального решения. Данная группа методов широко применяется при решении больших практических задач, потому что характеризуется получением точных результатов, которые являются близкими к оптимальным, но сложность вычислений должна для этих методов быть небольшой [3, с. 189]. Вместе с тем, использование эвристических методов не позволяет получить оптимальный результат, он всегда будет только лишь приближен к оптимальному. Данная группа методов подразумевает, что в ее основу положены интуитивный подход и человеческий опыт. Эвристические методы изначально исключают большое количество вариантов, которые будут неприемлемыми и предварительно исключают большое количество очевидных неудовлетворительных вариантов. При выборке оставшихся вариантов происходит их оценка, потому что выбранные варианты являются спорными, по которым точного и однозначного мнения нет, поэтому они требуют выполнения полных расчетов для выбора более подходящего варианта расположения склада на обслуживаемой территории.
Следующим методом определения оптимального места расположения склада на обслуживаемой территории является метод определения центра тяжести физической модели системы распределения. Изначально следует охарактеризовать исключительную особенность данного метода – он применяется к определению оптимального места расположения одного склада, в отличие от иных методов, позволяющих вести речь об определении мест расположения нескольких складов или даже их групп [3, с. 201].
Читать дальше
1. Альбеков А.У., Митько О.А. Коммерческая логистика / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 416 с.
2. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник для студентов ВУЗов - 12-е изд., перераб. и доп. / А.М. Гаджинский. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 432 с.
3. Голубчик, А.М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А.М. Голубчик. – Москва: ТрансЛит, 2011. – 317 с.
4. Курочкин, Д.В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 268 с.
5. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров: [для студентов экономических специальностей высших учебных заведений] / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С А. Уваров. – Москва: Юрайт, 2011. – 734 с.
6. Моисеева, Н.К. Экономические основы логистики: учебник по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» / Н.К. Моисеева. – Москва: Инфра-М, 2010. – 527 с.
7. Щербанин, Ю.А. Основы логистики: учебное пособие для высших учебных заведений / Ю.А. Щербанин. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 320 с.
Читать дальше