Одной из основных количественных характеристик товарного рынка является его емкость, которая выступает достаточно сложной категорией.
Носкова Е.В и Моисеенко И.В. предлагают понимать под емкостью рынка совокупное количество определенных товаров или услуг, которое на данном рынке в течение установленного периода времени обеспечено (или будет обеспечено) текущим спросом, необходимой структурой предложения и соответствующим уровнем цен в условиях конкретной маркетинговой среды .
Киселева Е.Н., Власова О.В., Коннова Е.Б. под емкостью рынка, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, понимают объем реализации на нем товара в течение определенного времени, обычно одного года.
Кроме того, авторы конкретизируют, что емкость продовольственного рынка следует определять на основании спроса, предложения, объемов ввоза и вывоза этих товаров, а также их производства по всем категориям товаропроизводителей .
Е.П. Голубков отмечает, что суммарный спрос на интересующую продукцию в профессиональной маркетинговой среде называется емкостью рынка .
Таким образом, емкость товарного рынка - это существующий или возможный объем реализации конкретного товара при определенном уровне и соотношении цен за определенный промежуток времени. Емкость рынка характеризует величина спроса населения на конкретный товар и величина предложений на этот же товар. Емкость рынка измеряется как в натуральных, так и в денежных показателях. Следовательно, емкость рынка является не фиксированной величиной, а функцией нескольких переменных.
Емкость рынка можно определить как совокупный объем спроса на товар, работу или услугу.
Читать дальше
Различают два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный.
Реальная емкость рынка - это объемы продаж товаров в настоящее время конкретной группе потребителей, то есть это объем только тех товаров, которые предлагаются на рынке и обязательно приобретаются потребителем.
Потенциальная емкость рынка – это максимально возможный объем реализации товара на рынке, когда все потенциальные потребители приобретают товар, исходя из наиболее возможного уровня потребления .
Потенциальная емкость рынка включает всех покупателей товара, которые имеют необходимость и желание, а также возможность приобрести товар на данном рынке. Наиболее важным здесь является количество потребителей, которые испытывают желание купить или уже купили конкретный товар. Если желающих купить данный товар нет, то емкость рынка равна нулю. Но если у покупателей есть желание, но нет денег его купить, то потенциальная емкость рынка не равна нулю.
Для оценки потенциальной емкости рынка применяют перечень показателей, которые характеризуют количество потенциальных покупателей, количество потенциальных заказов на конкретный товар (в натуральном или стоимостном выражении), совокупный спрос на товар или услугу. Выбирают показатели в зависимости от специфики деятельности предприятия. Главное, чтобы с помощью этих показателей можно было: оценить количество потребителей на конкретном рынке за конкретный период времени; отследить тенденции изменения емкости рынка; общие тенденции спроса.
Читать дальше
Емкость рынка зависит от разнообразных факторов, которые могут быть объединены в две группы - общего и специфического характера.
К общим относятся социально-экономические факторы, которые определяют емкость рынка любого товара или групп товаров.
Специфические факторы влияют на развитие емкости рынка отдельных товаров. При этом каждый рынок может иметь характерные только для него факторы. В данном случае специфический фактор в зависимости от степени влияния может быть определяющим в формировании и развитии спроса и предложения относительно конкретного товара или услуги .
К общим факторам относятся:
- объем и структура товарного предложения;
- ассортимент и качество выпускаемых изделий;
- размер импорта по данному товару;
- достигнутый уровень жизни населения;
- уровень и соотношение цен на товары;
- численность населения;
- состояние сбытовой, сервисной сети;
- географическое расположение рынка.
К специфическим факторам относятся:
- природно-климатические;
- изменение моды;
- национально-сбытовые традиции;
- сроки физического и морального износа;
- рост цен на энергоносители .
Каждый из перечисленных факторов в зависимости от сложившихся обстоятельств может влиять на увеличение или уменьшение емкости рынка.
Читать дальше
К факторам, которые ограничивают емкость рынка можно отнести:
- насыщение рынка товарами-аналогами импортного или отечественного производства, которые выигрывают в соотношении цена-качество;
- рост транспортных тарифов на перевозку товара;
- рост издержек производства (стоимости товарно-материальных ценностей, зарплаты, социальных платежей и др.);
- повышение налоговых ставок и как результат рост цены на товар и снижение спроса;
- снижение покупательной способности населения;
- изменение моды;
- введение законодательных ограничений, например, запрет на алкоголь или азартные игры;
- сокращение (прямое или в результате инфляционного обесценения) оборотных средств предприятий торговли или трудности со своевременным получением льготных кредитов или дотаций из федерального бюджета;
- общее падение производства некоторых видов продовольствия, например масла, сыра, продукции птицеводства, свиноводства в связи с сокращением поголовья;
- факторы сезонного характера, например, продажа мороженого, пива, кваса, елок, новогодних игрушек, пасхальных украшений и др.;
- временные факторы, например, социально-политические конфликты, природные катаклизмы, эпидемии и др.
Читать дальше
1. Голубков Е.П. Определение емкости рынка и доли рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. № 3.
2. Киселева Е.Н., Власова О.В., Коннова Е.Б. Рынок продовольственных товаров. - М.: Вузовский учебник. – 2009. - 144с.
3. Носкова Е.В, Моисеенко И.В. Подходы к определению понятия емкости рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. №4.
4. Потенциальная емкость рынка // Записки маркетолога [Электронный ресурс] – режим доступа - http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_p/potential_market_capacity1/
5. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 336с.
Читать дальше