КОНСПЕКТ ОБСУЖДЕНИЯ И ОПИСАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
В качестве предмета анализа выступает описание эксперимента «Исследование направленности обоняния». Данный эксперимент выполнен Георгом фон Бекеши. Данный эксперимент был осуществлен в 1961 году. Основная цель данного эксперимента – это определение, оказывает ли влияние разница во времени, за которое запах достигает рецептора на определение локализации источника запаха.
Техническое исполнение данного эксперимента имело следующий вид – создан особенный экспериментальный аппарат, который позволяет с высоким уровнем точности обеспечить разницу во времени поступления запаха. Данный аппарат был создан для каждой из ноздрей. Ход опыта предполагал нажим кнопки испытуемым. Затем, с определенным экспериментатором временным интервалом начиналось поступление запаха поочередно в ноздри. В ответ на стимул респондент проводит линию вперед, влево или же вправо в соответствии со стороной, откуда идет запах.
Успешное осуществление данного эксперимента, как отмечает автор, требует соблюдения ряда условий. В первую очередь требуется особенный испытуемый – технически искушенный человек, способный выявить точную разницу во времени поступления запаха в каждую ноздрю. Также необходимым является исключительно высокий уровень мотивирования испытуемого.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
В целом, в качестве объекта исследования выступает впечатление относительно направленности запаха.
НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ
Независимой переменной, то есть той, которая воздействует, выступает время поступления запаха, данная переменная вариативна и, как сказано ранее, имеет три уровня.
ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ
В качестве зависимой переменной, соответственно, выступает субстрат, на который воздействует независимая переменная, в данном случае независимой переменной выступает впечатление направленности запаха.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА
Экспериментальная гипотеза исследования в тексте рассматриваемого эксперимента сформирована явно – «разница во времени поступления ароматического вещества в две ноздри создает впечатление направленности запаха».
ТИП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПЛАНА
В данном эксперименте имеет место три уровня переменной – времени поступления запаха. Так, осуществлялась стимуляция левой ноздри на 0,5 мс. ранее правой, затем – одновременная стимуляция левой и правой ноздри, тогда как третья переменная – это стимуляция правой ноздри на 0,5 ранее левой. Соответственно, имеет место простой план для трех групп и трех уровней независимой переменной:
R X1 O1
R X2 O2
R X3 O3
ВИД ЭКСПЕРИМЕНТА – ЛАБОРАТОРНЫЙ.
Читать дальше
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
Рассматриваемая статья, как отдельно отмечает автор, направлена на определение специфики феномена эмоционального интеллекта. Авторы отмечают, что понятие «эмоциональный интеллект» вошло в научный обиход недавно и существуют множество различных сфер, которые не являлись предметом исследования ученых, но характеризующихся наличием феномена эмоционального интеллекта. В качестве такой сферы выступают детско-родительские отношения, в частности – особенности эмоционального интеллекта матерей и уровня привязанности к ребенку. Соответственным образом можно сформулировать проблему исследования. Проблема исследования выражается в отсутствии достоверной информации относительно соотношения эмоционального интеллекта и привязанности матери к ребенку.
Авторы в данной работе дают описание базовых понятий исследования – указывают на составляющие рассматриваемой проблемы – феномены привязанности матери к ребенку и феномены эмоционального интеллекта. Авторы отмечают, что осуществление данного исследования не случайно – существуют определенные предпосылки для обоснования соотношения эмоционального интеллекта, чувства привязанности и тревожности.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования – это эмоциональный интеллект матери, тогда как предмет исследования – «Особенности эмоционального интеллекта матерей с разным уровнем привязанности к ребенку», также в качестве предмета исследования выступает личностная и ситуативная тревожность матери.
Замысел исследования выражается в эмпирической проверке предположения о том, что существует связь способности понимания собственных и чужих эмоциональных проявлений отражается на разных аспектах привязанности ребенка. Соответственно, цель исследования достаточно явно сформулирована и выражается в изучении особенностей эмоционального интеллекта матерей, демонстрирующих разный уровень привязанности.
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Из обозначенного выше замысла и цели исследования можно сформулировать гипотезы исследования. Авторы выделяют их несколько:
1. Высокий уровень привязанности предполагает принятие ребенка, способность к предоставлению ребенку самостоятельности в рамках его возраста, а также своевременной поддержки его активности.
2. Низкий уровень эмоционального интеллекта связан с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности у матери.
МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обратимся к характеристике методов и методик исследования. Учитывая наличие литературного обзора, мы можем говорить о том, что авторы статьи использовали библиографический метод исследования. Собственно на уровне эмпирического исследования авторы ориентируются на использование методов психодиагностики, методы математической статистики, а также на использование методов логики. В частности, авторы используют психодиагностическую методику «Методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн» Д.В. Люсина. Для определения особенностей привязанности матери к ребенку использовался «Тест-опросник, оценивающий отношение матери к ребенку первых двух лет жизни». Уровень ситуативной и личностной тревожности участников исследования оценивался с использованием «шкалы самооценки тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина.
Данные диагностические средства являются надежными и валидными инструментами исследования, полностью соответствующие предмету исследования, а также особенностям участников исследования.
ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ
В качестве участников исследования выступает 100 женщин, матерей, половина из которых (50 человек, возраст – 24,46±5,57 лет) имеют детей первого года жизни, другая половина – имеют детей второго года жизни (25,54±4,9 года).
Читать дальше
1. Николаева Е.Н., Меренкова В.С. Особенности эмоционального интеллекта матерей с разным уровнем привязанности к ребенку//Психологический журнал, 2012, т. 33, №4, с. 70-77
Читать дальше