Русская Православная Церковь сегодня – не просто крупнейшее религиозное объединение в нашей стране. Она объединяет 130 епархий, более 13000 приходов (с Украиной - около 22000), 570 монастырей (для сравнения - в 1980 году было18). Пастырское служение осуществляют более 150 архиереев, 17500 священников, 2300 диаконов.
ХХ в. был самым трагичным в истории русского народа и государства. Их судьбу разделила и Русская Православная Церковь (РПЦ), подвергшаяся гонениям и унижениям на Родине. Ее положение усугубил и раскол РПЦ на несколько ветвей и юрисдикций, образовавшихся за рубежом. Наиболее значимыми из них стали за границей Карловацкая Церковь, Американская Православная Церковь, Западно-Европейский Экзархат (Архиепископия) Константинопольского Патриархата, православные церкви, тем или иным путем отделившиеся от РПЦ (Японская Православная Церковь, Китайская Православная Церковь, Финская Православная Церковь, Эстонская Православная Церковь и др.). Но в этой трагедии есть одна страница, которая особенно болезненно воспринималась верующими. Это разделение РПЦ на Русскую Православную Церковь Московского Патриархата и Русскую Православную Церковь за границей (РПЦЗ), взаимоотношения между которыми «Московской Патриархией›› и РПЦЗ были неоднозначными и всегда волновали русских православных.
Именно поэтому исследование данной темы представляется весьма актуальным. Объектом исследования выступает Русская православная церковь за рубежом.
Целью исследования является теоретическое исследования Русской православной церкви за рубежом, в соответствии поставленной с целью необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть история создания Русской православной церкви за рубежом и причины противоречий между РПЦ и РПЦЗ
2.Проанализировать объединение двух церквей и влияние данного события на имидж православной церкви и российского государства.
Читать дальше
События Октябрьской революции и Гражданской войны вызвали эмиграцию более двух миллионов жителей России, главным образом, православного исповедания. С ними за рубеж уехали сотни пастырей и несколько десятков архипастырей. Первоначально крупнейшим перевалочным пунктом русской эмиграции стал Константинополь (Стамбул), 19 ноября 1920 г. в этом городе высадились почти 150 тыс. беженцев из Крыма во главе с генералом П.Н. Врангелем. Среди них была и группа архиереев Русской Православной Церкви, возглавляемая Киевским и Галицким митрополитом Антонием (Храповицким). 19 ноября она приняла решение о продолжении деятельности прежнего Временного Высшего Церковного Управления на Юге России уже за границей.
В мае 1921 г. Высшее Русское Церковное Управление за границей (ВРЦУ) по приглашению Сербского Патриарха Димитрия переехало из Константинополя на территорию Королевства сербов, хорватов и словенцев (Королевства СХС, с 1929 г. — Югославии), где к русским эмигрантам отнеслись с особым гостеприимством в благодарность России за защиту Сербии в годы Первой мировой войны. Этот переезд подготовил архиепископ Евлогий (Георгиевский), уехавший в январе 1920 г. из Новороссийска на Балканы.
31 августа 1921 г. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви постановил принять под свою защиту ВРЦУ с сохранением ее самостоятельной юрисдикции. Таким образом, фактически Русской Церкви предоставлены были автокефальные права на территории Королевства СХС. В компетенцию Управления (принявшего в июле 1921 г. устав, где говорилось о подчинении ВРЦУ Московскому Патриарху) включались следующие дела:
Читать дальше
Для начала объединения необходимо было пройти сложный путь диалога. Первый шаг сделала Русская православная церковь Московского патриархата, после ослабления и, в I дальнейшем, падения советского режима. Поместный Собор Русской православной 1 церкви Московского патриархата (РПЦ МП) призвал представителей Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) к диалогу.
Но, как известно, выработанные стереотипы отношения к советскому государству и российскому православию стали препятствием для установления диалога. РПЦЗ потребовала от иерархов РПЦ МП принятия целого ряда важных политических решений для начала восстановления отношений, в частности, отречения от т. н. «сергианства», т. е. официального покаяния в грехах сотрудничества с советской властью, а также официального прославления новомучеников российских (РПЦЗ канонизировала их в 1981 г.). Другим важным условием был отказ от экуменизма, в который I РПЦ МП была втянута властью в советскую эпоху. Эти требования, как и характер их предъявления, на тот момент были совершенно неприемлемы для иерархов РПЦ МП.
Только в 1993 г., после того как сформировалась новая государственность России, в частности, была принята Конституция, начались регулярные встречи между представителями РПЦ МП во главе с архиепископом Берлинским и Германским Феофаном и клириками Берлинской епархии РПЦЗ во главе с архиепископом Марком (Арндтом). Стороны попытались нащупать пути к диалогу, стали проводить встречи. Всего прошло девять таких встреч. Однако тогда стороны смогли договориться только о признании отсутствия между ними догматических разногласий. Проблемы, препятствующие признанию друг друга и возможному воссоединению, так и остались нерешенными. Несмотря на провал основной части переговоров, они все-таки имели и положительное значение - после них руководство РПЦ МП стало, наконец, предпринимать конкретные шаги, которые привели к последующему сближению с РПЦЗ.
Читать дальше
Важно, что дело русского православного воспитания не было пущено на самотек, а в условиях эмиграции это был изрядный подвиг. Благодаря любви и жертвенности русской эмиграции, а в некоторых случаях и большому терпению РПЦЗ не стала церковно-общественным институтом, который постигался интеллектуально и академически отвлеченно. Это было и есть живое общение с той Россией, которая не отвлеченно, но в полноте своего бытия присутствовала совсем рядом, в живом общении с храмом, в живом общении с Христом.
События Октябрьской революции и Гражданской войны вызвали эмиграцию более двух миллионов жителей России, главным образом, православного исповедания. С ними за рубеж уехали сотни пастырей и несколько десятков архипастырей. В соответствии с Указом № 362 от 7 (20) ноября 1920 г. был создан Архиерейский Синод РПЦЗ – орган управления церковными делами на территориях проживания эмигрантов из России. В течение трех лет Архиерейский Синод РПЦЗ старался поддерживать связь с церковным управлением на Родине. Однако после опубликования в 1927 году Послания митрополита Сергия и Временного Патриаршего Синода, ставшего известным как Декларация лояльности советской власти, Архиерейский Синод РПЦЗ разорвал отношения с РПЦ, сделав исключение лишь для катакомбных общин. Для начала объединения необходимо было пройти сложный путь диалога. 17 мая 2007 г. в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью.
Воссоединение двух церквей - это целая веха в истории развития православия в мире. Произошло множество изменений в жизни этих двух церквей. История РПЦЗ ждет своего не только многогранного изучения, но и осмысления.
Читать дальше
1. Косик В.И. Русская Церковь в Югославии (20–40-е гг. XX века). М., 2000. С. 27
2. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. – М., 2007. – С. 237–239.
3. Попов А.В. Архив Архиерейского Синода РПЦЗ в ГАРФ (Опыт архивного обзора) // Зарубежная Россия 1917–1939 гг. Сборник статей. СПб., 2000. С. 404.
4. Положение о Высшем Русском Церковном Управлении заграницей, принятое Русским Всезаграничным Церковным Собором // Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. – М., 2007. – С. 239–240
5. Троицкий С.В. История самочинной карловацкой организации // Церковно-исторический вестник. 2001. № 8. С. 23
6. Епископ Даниил Ирийский (РПЦЗ): Объединение с Московской патриархией означает самоупразднение Зарубежной Церкви. http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=15172
7. Информационный портал Православие.ру. Пресса. РПЦ и РПЦ – преодоление отчуждения. 23.05.2006. http://www.pravoslavie.ru/press/060523205204
8. Неоправданный пессимизм: о судьбе РПЦЗ после воссоединения. http://www.st-tatiana.ru/ctext/30055.html
9. Русская Зарубежная Церковь (Историческая справка. http://www.mospat.ru/index.php?page=36243
10. Сначала воссоединяется самое главное - Церковь... Интервью А. Зубова,http://www.taday.ru/text/43772.html
Читать дальше