Настоящая работа касается исторического аспекта эволюции принципа тождества в европейской мысли от времени философии Парменида до математической логики и философии М.Хайдеггера. Такая постановка и наличие неожиданных в настоящем тексте оказывается релевантным в случае углубленного понимания истоков формирования данного понятия. Мы ставим своей целью не методичное перечисление основных концепций, освящающих принцип тождества, для этого потребовалось бы больше печатного места и сложно сказать, можно ли было назвать эту периодику адекватной репрезентативности принципа тождества. Наша цель заключается в прояснении основных подходов к принципу тождества с опорой на историческое освещение основных моментов его концептуального развертывания. В этом смысле своими задачами мы полагаем:
1. Определение основных перспектив понимания принципа тождества
2. Дескрипция основных концептуальных принципов позиционирования принципа тождества с фиксацией эволюции его формы
Читать дальше
В процессе ведения рассуждения всякая мысль должна быть выражена определенно своему содержанию [3, стр.16], иными словами, её способ данности должен быть эквивалентен ей самой. Эквивалентность самому себе, самореферентность являются важнейшим принципом мышления, которую и выражает закон тождества: всякая мысль должна быть тождественной самой себе. Общеизвестная символическая репрезентация этого принципа «А = А» подразумевает наличие двух сторон, но основана скорее не на факт отношения, отношений равенства и эквиваленции. Действительно, в этом тождество и отличается от тавтологии, которой и не нужна вторая сторона, образующая некоторое равенство. Адекватными настоящему рассуждению могут быть слова Э.Кассирера, который указывал на относительную сущность числа. Число для него не имеет своего собственного бытия, но необходимо отнесено с чем либо. Все термины соединены друг с другом всеобщей связью и не могут рассматриваться в качестве отдельных сущностей. В смысле вышесказанного мы должны выразить два смысла тождества:
1. Каждый элемент по отношению к себе суть то же самое
2. Каждый элемент сам по себе есть то же самое
Первая формулировка была развита М.Хайдеггером в статье «Закон тождества», в которой, согласно его размышлениям, центральным способом выражения действительной сути тождества является единица отношения «есть». Таким образом, формулировка, точнее раскрывающая то, что закон тождества должен выражать: «А есть А». Этим «есть» выражается нечто большее чем формальная данность, означающее нечто само с собой являющимся тем же самым. Отсюда Хайдеггер приходит к выводу, что закон тождества выражает нечто, относящееся к бытию всего сущего, и уже на этом основании являющееся относимым к фундирующим законам мышления. Первым отчетливым и поистине безграничным выражением тождества является философия Парменида, в которой нечто различное на первый взгляд, а именно бытие и мышление, становится тождественным. Задолго до формального определения тождества было определено иное тождество, согласно которому бытие и мышление являются одним и тем же. Хайдеггер оговаривает следующее: «бытие определено как черта этого тождества. Вопреки этому поздняя метафизика мыслит тождество как черту бытия». Развитие этого тезиса приводит к формулировке: бытие и мышление принадлежны тождеству, которое само фундировано взаимной обусловленностью и взаимной собственностью.
Читать дальше
Настоящая работа касалась последовательной артикуляции проблематики принципа тождества, его генезиса в истории европейской мысли. Мы определили, что уже на заре философии сформировалось две противоположные перспективы понимания тождества: онтологическая и логическая. Дальнейшая история принципа тождества привязана истории логики, и является основой рассуждения многих философов. В частности Лейбниц заложил функцию принципа тождества как первичной аксиомы и объекта редукции в доказательстве. Эта идея была развита в математической логике в развернутый регистр равенств, составляющих базу для любой формальной системы, и связана с фамилиями Буля, Рассела, Уайтхеда. Между тем наше акцентирование внимания на онтологическую формулировку принципа тождества несколько вывело его за пределы формальной логики в область метода бесконечно открытого горизонту прояснения. В это вся философия Хайдеггера и не удивительно, что именно он освятил этот аспект принципа тождества с опорой на первичное его понимание греками «досократиками».
Таким образом, наша работа постаралась развить два горизонта мышления принципа тождества и репрезентировать основную информацию на этот счет. Мы понимаем, что указанный принцип несет на себе все европейское мышление и от него зависят как наука, так и развивающиеся философские парадигмы, составляющие проект открытой аналитики человеческого опыта.
Читать дальше
1. Иванов, Е.А. Логика: учеб. Для студентов юрид. Вузов и фак. / Е.А. Иванов – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 416 с.
2. Игошин, В.И. Математическая логика и теория алгоритмов: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Игошин – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 448 с.
3. Кириллов, В.И. Логика: учебник для юридических вузов / В.И. Кириллов, А.А. Старченко – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 240 с.
4. Коэн, М. Введение в логику и научный метод / М. Коэн, Э.Нагель – Челябинск: Социум, 2010. – 655 с.
5. Суворцев, В.А. О логико-философский взглядах Готлоба Фреге / В.А.Суворцев // Фреге, Г. Логико-философские труды – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – С. 5 – 26.
Читать дальше