Явления погоды, в своей совокупности определяющие условия полетов воздушных судов, формируются в результате атмосферных циркуляций воздушных масс.
На полет самолетов оказывают влияние такие элементы погоды, как температура, давление воздуха, направление и скорость ветра, количество, характер и высота облаков, осадки и т.д.
От условий погоды зависят подготовка и производство полетов. Есть условия погоды, сильно усложняющие полеты или вовсе исключающие их возможность. В результате осадков возникает плохая видимость, в результате вертикальных токов воздуха и турбулентных вихрей – броски и болтанка самолета, опасность представляют также грозы и обледенения самолетов.
Наиболее сложные условия для полетов возникают в зонах атмосферных фронтов.
Целью данной работы является изучение по литературным источникам и интернет-ресурсам атмосферных фронтов, условий их формирования, типов, их влияния на условия полетов.
Читать дальше
Воздушные массы, формирующиеся над различными участками суши и моря, отличаются по таким физическим показателям как температура, влажность и плотность воздуха. От этих показателей зависит тип воздушных масс.
При сближении разнородных воздушных масс образуется зона с большими контрастами температуры, влажности и т.д., и в результате происходит формирование переходных фронтальных зон. Эти зоны образуются на границе воздушных масс, они постоянно перемещаются и размываются. В переходных зонах усиливается ветер, наибольшая скорость ветра, близкая к ураганной, наблюдается на высоте 10-12 км., одновременно возникают атмосферные вихри. Скорость ветра и вихреобразование тем значительнее, чем больше разница температур сближенных воздушных масс.
Поверхности разделов между теплыми и холодными воздушными массами и называются атмосферными фронтами. Их ширина составляет несколько десятков километров, а толщина – несколько сотен метров в нижней и средней тропосфере и 1-2 км – в верхней тропосфере. Угол наклона фронтальной зоны, или фронтальной поверхности, к поверхности земли – менее 10. Длина атмосферного фронта может составлять тысячи километров.
Читать дальше
2.1.Классификация фронтов.
Атмосферные фронты, которые разделяют основные типы воздушных масс, называются главными фронтами.
Арктические и умеренные воздушные массы разделяет арктический фронт, умеренные и тропические воздушные массы – полярный фронт, тропические и экваториальные воздушные массы – тропический фронт.
Внутри основных воздушных масс могут выделяться отдельные части, также различающиеся по физическим показателям, например морские и континентальные воздушные массы. Их разделяют вторичные фронты.
По своему расположению и вертикальной протяженности фронты могут охватывать всю тропосферу, или наблюдаться только в верхней или нижней ее части, до высоты 1 – 2 км, в этом случае фронты называют соответственно верхними или приземными.
В верхней части тропосферы фронтальная поверхность обычно гораздо более широкая, чем в нижней части. Она называется планетарной высотной фронтальной зоной. В высотных зонах большие горизонтальные перепады температур, и наблюдаются струйные течения.
Главные фронты имеют большую протяженность, поэтому на разных участках неоднородны, в зависимости от движения воздушных масс по обе его стороны бывают теплыми и холодными.
Читать дальше
В ходе выполненной работы по литературным источникам и интернет-ресурсам было изучено явление атмосферных фронтов и их влияние на полеты. При этом были рассмотрены условия формирования атмосферных фронтов, их виды, погодные условия, возникающие в различных видах атмосферных фронтов.
По результатам работы можно сделать следующие выводы.
Зоны атмосферных фронтов являются наиболее сложными зонами для полетов. Из них самым опасным является холодный фронт II рода, особенно в летний период года. Для него характерна высокая скорость перемещения, большая вертикальная мощность слоя облаков, отсутствие просветов, сильные восходящие и нисходящие токи воздуха, турбулентные вихри, грозы и ливневые осадки. Все эти явления делают полеты крайне опасными, поэтому в условиях холодного фронта II рода полеты запрещены.
В зонах других видов атмосферных фронтов – холодного фронта 1 рода, теплых фронтов, фронтов окклюзии и вторичных фронтов – также наблюдаются сложные и порой опасные условия для полетов, требующие повышенного внимания.
Читать дальше
1. Авиационная метеорология. Яковлев А.М. Изд-во «Транспорт», 1971 г., 248 с.
2. Богаткин А.Г. Авиационная метеорология. Учебник. – СПб.: Изд. РГГМУ, 2005. – 328 с.
3. Зубащенко Е.М. Региональная физическая география. Климаты Земли: учебно-методическое пособие. Часть 1. / Е.М. Зубащенко, В.И. Шмыков, А.Я. Немыкин, Н.В. Полякова. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 183 с.
4. http://www.firstep.ru/metodiki/paraplan/lection_04.htm
5. http://www.geo-site.ru/index.php/2011-01-11-14-45-02/142/816-front.html
6. http://geographyofrussia.com/atmosfernyj-front/
7. http://meteopost.com/info/Fronts/
8. http://big-archive.ru/geography/earth_atmosphere/31.php
Читать дальше