На современном этапе основными исследователями творчества Н. В. Гоголя на современном этапе являются: А.Х.Гольденберг, В. А. Воропаев, Ю.В. Манн Н.В. Хомук А.В Скрипник. А.Н. Плетнева В.Е. Ветловская Ю. Я Барабаш и другие.
Работы А. Х. Гольденберга изучал творчество Гоголя с позиций архетипов в культуре, мифопоэтика и фольклористики.
Он является автором более ста тридцати печатных работ. Среди них: монография «Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя», учебное пособие «”Мертвые души” Н.В. Гоголя и традиции народной культуры», статьи, обзоры и рецензии в журналах «Вопросы литературы», «Литературное обозрение», «Литературная учеба», «Русская словесность», «Филологические науки», «Studia Slavica Hungarica», «Studia Slavica Savariensia», «Toronto Slavic Quarterly», в академических и межвузовских научных сборниках. Автор ряда статей для «Энциклопедического словаря юного литературоведа» .
Исследование посвящено фольклорным и литературным архетипам в поэтике Н. В. Гоголя. Впервые в гоголеведении комплексно изучается роль архетипов народной обрядовой культуры в поэтике писателя, системно рассматриваются фольклорные архетипы в позднем творчестве Н. В. Гоголя, по-новому решается вопрос о способах и приемах реализации библейских и средневековых литературных архетипов в структуре гоголевских текстов, устанавливаются принципы взаимодействия словесного и живописного дискурсов в экфрасисе Н. В. Гоголя, выявляются новые аспекты изучения проблемы дантовского архетипа в творчестве писателя. Исследование носит комплексный характер, сочетающий литературоведческие, искусствоведческие, фольклористические и этнографические подходы в анализе произведений Н. В. Гоголя.
В. А. Воропаев изучает творчество Гоголя с позиций христианства. Основная мысль его книг – обращение к христианским основам художественного миросозерцания Гоголя даёт ключ к разрешению проблем, встающих при изучении его биографии и творчества.
Работы Ю.В. Манна посвящены проблеме мирового значения Гоголя. В нем исследуются главные особенности художественного метода Гоголя, характеризуется его вклад в развитие русской и мировой литературы; художественная манера Гоголя сопоставляется с художественной манерой крупнейших представителей западноевропейского реализма; освещаются проблемы восприятия гоголевского творчества в зарубежных культурах. По мнению Ю.В. Манна, страсть Гоголя заключалась в его стремлении совершить нечто значительное “для общего блага”, блага соотечественников и человечества. А столь полная реализация этой страсти, как показывается в книге, произошла именно потому, что Гоголь, если и отходил на непродолжительное время от литературного творчества, то непременно к нему возвращался. Возможно, он и сам не всегда осознавал, что “общее благо” не сводится только к социальным смыслам, только к честному, бескорыстному служению на государственном поприще… Более того, думаю я, и в творчестве это поле служения “для общего блага” было даже у Гоголя, даже у гения достаточно ограниченным. Он непревзойдён в прозе, где воплотился и его лирический дар, он завораживающ в драматургии, но Гоголь — автор религиозных сочинений, морально-дидактических трактатов, конечно, уже не главенствует над миром, а лишь вводит свой голос между другими более сильными и самобытными голосами. Даже «Выбранные места из переписки с друзьями» (Ю.В. Манн не разбирает их подробно в этой своей книге, но именно её чтение подвело меня к излагаемым сейчас выводам) сильны, а может, и вечны не как справочник рецептов по созданию всероссийской гармонии (хотя, кажется, так автором и выстраивался), а как феноменальное сочинение, пробуждающее наше самосознание и способность видеть реальные, а не вымышленные черты земного бытия. Например, благое вроде бы предложение Гоголя российским помещикам собрать своих, понятно, крепостных крестьян и сжечь перед ними ассигнации для демонстрации своего презрения к деньгам, так сказать, в воспитательных целях, читается не как здравый совет, а как досадное упущение классика: такая сцена очень бы украсила маниловскую главу «Мёртвых душ». И подобных колоритных сцен, возбуждающих мысль парадоксов в «Выбранных местах…» множество. В “учебной книге” Ю.В. Манна вновь отразилось важнейшее свойство его, хочется написать, научной прозы: помимо полноценной отработки тех филологических задач, ради которых его труды и пишутся, в тексте всегда содержится некий дополнительный заряд энергии, обязательно выносящий читателя к размышлениям уже над бытийными проблемами.
Работы Н.В Хомук посвящены о поэтике Н.В. Гоголя, рецептивном аспекте изучения творчества писателя, бессмертной поэме Гоголя «Мертвые души». Он разрабатывал тему гоголевской теории драмы, мотив кладоискательства в повести «Вечер накануне Ивана Купала», история образа Вия и другие.
В своих трудах А.В. Скрипник выделяет характерные особенности жанра «записок» и семиосферы безумия у Гоголя. Такие категории, как типология рассказчиков, особенности нарратива, тема музыки, образ театра и зооморфные образы (особенно «переписка собачек» у Гоголя) становятся ключевыми для понимания основной проблемы, значимой для писателя - проблемы абсурда российской действительности, которая на уровне метатекста возникает у Гоголя.